aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Заключение | Детские церебральные параличи

В последние годы наблю дается отчетливая тенденция к росту распространенности ДЦП среди детского населения Украины. В значительной степени это связано с влиянием на детский организм на ранних этапах его онтогенеза ряда относительно новых негативных факторов: ухудшающаяся экологическая ситуация в стране, состояния хронического психоэмоционального напряжения у родителей в связи с социально-экономическими изменениями в обществе и т.п. Наряду с комплексом других отрицательных воздействий, традиционно рассматриваемых в качестве основной причины развития у ребенка ДЦП (генетических, травматических, интоксикационных, инфекционных и др.), они способствуют деформации процессов созревания ЦНС, нарушению функционирования отдельных ее структур. В результате не всегда своевременной диагностики, позднего начала адекватной терапии, недостаточной эффективности имеющихся в арсенале большинства детских специалистов методов лечения и реабилитации, все большее число больных ДЦП инвалидизируется, что сопровождается крайне низким уровнем их медико-социальной адаптации, В этих условиях разработка и внедрение в практику здравоохранения страны новых, высокоэффективных методов медицинской и социальной реабилитации детей, страдающих церебральными параличами, выступает одной из актуальнейших задач современной медицины.
Одним из решений указанной проблемы является предложенная нами (В.И.Козявкин, 1988-1998) комплексная система интенсивной нейрофизиологической реабилитации больных ДЦП. Разработанная реабилитационная система представляет собой комплекс лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на создание в организме больного ДЦП нового функционального состояния путем коррекции патологических состояний и активизации внутренних защитно- компенсаторных и адаптационных возможностей организма.
Предложенная система включает в себя две подсистемы: подсистема интенсивной коррекции и подсистема стабилизации и потенциирования эффекта. Первая подсистема включает в себя следующие основные этапы: адаптации, диагностики, релаксации, мобилизации, манипуляции, фиксации, построения нового двигательного стереотипа, активизации системы новых мотиваций.
Общая продолжительность проведения больным ДЦП подсистемы интенсивной коррекции обычно составляет две недели. Каждый из составляющих данную подсистему этапов имеет свою конкретную задачу, без решения которой вероятность получения у больного стойкого положительного эффекта при выполнении других лечебно-реабилитационных мероприятий резко снижается. Хотя и существует определенная последовательность в реализации задач каждого из этапов указанной подсистемы, в действительности некоторые из них нередко совпадают во времени, т.е. проводятся одновременно. Важнейшим звеном разработанной системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации больных ДЦП является методика мануального воздействия, позволяющяя осуществить полисегментарную биомеханическую коррекцию позвоночника и крупных суставов.
Лечение больных ДЦП, несмотря на наличие общей универсальной системы их нейрофизиологической реабилитации, проводится строго индивидуализировано. При этом учитываются малейшие нюансы в клинической картине заболевания, возраст, пол больного, его анамнестические данные. С целью максимально возможного объективного изучения состояния здоровья каждого пациента был разработан специальный диагностический алгоритм его обследования.
На основании данных, полученных при комплексном исследовании больных, разрабатывается индивидуализированная программа реабилитации для каждого пациента. Особое внимание обращается на активизацию и формирование у ребенка системы новых мотиваций как одной из важнейших предпосылок для проведения дальнейших реабилитационных воздействий.
Вторая подсистема интенсивной нейрофизиологической реабилитации больных ДЦП, названная подсистемой стабилизации и потенциирования эффекта, направлена на решение следующих основных задач: дальнейшей активизации системы новых мотиваций личности, формирования мышечного корсета, оптимизации биомеханики его движений, социально-психологической адаптации и повышения «качества жизни» в целом.
Вторая подсистема реабилитации проводится сразу после возвращения ребенка домой, и ее продолжительность составляет в среднем от б до 12 месяцев.
Проведенные углубленные комплексные клинико- психопатологические и психологические исследования динамики психического статуса у детей с ДЦП под влиянием системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации показали, что данный метод эффективен не только в отношении возможностей воздействия на двигательную сферу больных, но и на такие когнитивные функции, как память, внимание, мышление, интеллект, речь, а также на эмоционально-личностную сферу.
Больные ДЦП уже в процессе проведения курса реабилитации и, особенно, после завершения, становились более активными, живыми, общительными, у них расширялся круг интересов, уменьшались признаки пассивности, негативизма, эмоциональной неустойчивости, раздражительности. Улучшались сон, аппетит, фон настроения, общий жизненный тонус.
Система интенсивной нейрофизиологической реабилитации является весьма эффективной при лечении психопатологических проявлений у детей с ДЦП. Однако эффективность метода оказалась различной при разных клинических формах психических нарушений. Наиболее выраженной она была у больных с церебрастенической и неврозоподобной симптоматикой, а также с пограничной умственной отсталостью. Несколько слабее эффект 1-2 курсов лечения был у больных с легкими формами слабоумия, неадекватными формами поведения и личностными реакциями. Наименее результативным он оказался у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.
Сопоставление характера динамики функций вербального и невербального интеллекта свидетельствует о том, что в целом позитивные сдвиги функций вербального интеллекта в ходе лечения были более выраженными, чем функций невербального. Анализ полученных данных с учетом базисного уровня развития интеллекта показал, что наиболее благоприятные результаты обнаруживали дети с пограничной умственной отсталостью, с «низкой» нормой и легкой степенью дебильности. Динамика в группах детей с более тяжелыми формами умственной отсталости была менее выраженной, дети оставались в пределах исходных уровней интеллектуального развития. Наиболее выраженная позитивная динамика продуктивности вербального интеллекта отмечалась у больных со спастической диплегией, гиперкинетической формой и левосторонним гемипарезом. Проведенное лечение наиболее эффективно воздействовало на функции невербального интеллекта у больных с гиперкинетической формой, спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. Наименее выраженная динамика функций вербального и невербального интеллекта отмечалась при тетрапарезе и атоническиастатической форме.
У больных в процессе проведения им лечебно-реабилитационных программ происходит положительная трансформация паттерна показателей, отражающих актуальное психологическое состояние, уровень эмоционального реагирования, индивидуально-типологические и личностные особенности. Совокупность наблюдаемых изменений детерминирует повышение адаптивного потенциала личности в целом.
Согласно результатам дифференцированной оценки изменения состояния речевой функции у больных ДЦП, прошедших один курс реабилитации, наиболее значимые улучшения логопедического статуса произошли в первой возрастной группе детей. У большинства таких больных на фоне проведенного лечения наблюдался качественный переход их речевых возможностей на более высокий этап речевого развития.
У детей второй возрастной группы (от 3 до 7-ми лет), страдающих различными формами дизартрии, в логопедическом статусе имели место значительные количественные изменения. У них заметно увеличился активный словарный запас, появились облегченные фразы и короткие предложения. Использование специального логопедического массажа способствовало увеличению у них «исправленных» звуков более чем в 8 раз.
В более старших возрастных группах у 20% больных после лечения была зафиксирована нормализация темно ритм п ческой структуры фразы. У 24% из них уменьшилась дисграфическая и дислексическая симптоматика, стабилизировался почерк и наклон букв. У части детей (5%), имевших грубую задержку психического развития, положительная речевая динамика была относительно небольшой.
Описанные позитивные сдвиги в психической и речевой сферах должны получить свое дальнейшее закрепление и развитие на следующих этапах реабилитации этих детей, способствовать повышению уровня их адаптации в социуме и качества жизни в целом.

Назад Оглавление Далее