aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Предисловие | Детские церебральные параличи

Монография профессоров В.И.Козявкана, Л.Ф.Шестопаловой и В.С.Подкорытова посвящена очень важной, до последнего времени мало разрабатываемой проблеме — медико-психологической и социальной реабилитации больных детским, церебральным параличом (ДЦГІ). Авторы аргументированно доказывают, что клинические проявления ДЦП не ограничиваются поражением у больного только его моторных функций, а, как правило, включают в себя широкий комплекс других патологических изменений. У большинства таких детей обнаруживаются те или иные признаки интеллектуального и речевого недоразвития, ухудшения внимания, памяти, эмоциональной неустойчивости, личностных отклонений. Развитие у ребенка с ДЦП конкретных психопатологических синдромов имеет, согласно наблюдениям авторов монографии, определенные закономерности. Оно зависит не только от времени, в котором имело место патогенное воздействие на ЦПС, или локализации и степени выраженности повреждения головного мозга, но и от особенностей дальнейшего воспитания, характера межличностных взаимоотношений между взрослыми членами семьи. Последние факторы, в свою очередь, тесно связаны с типом восприятия родителями заболевания своего ребенка, адекватностью или неадекватностью их оценки его жизненных перспектив, правильностью понимания своей роли в лечебно-реабилитационном процессе.
Без учета особенностей состояния психической сферы больного ДЦП и специфики социально-психологических проблем, имеющих место у его родителей, проводящиеся лечебно-реабилитационные мероприятия являются неполными и приводят, как показывает практика, к парциальному и нестойкому эффекту. Именно в таких случаях улучшение здоровья ребенка, в том числе и его двигательных функций, не носит качественного характера, отличается склонностью к регрессу приобретенных в процессе новых навыков и тенденций, к рецидированию болезненных проявлений.
Разработанная система интенсивной нейрофизиологической реабилитации больных ДЦП, в отличие от большинства признанных в мире методик лечения, имеет, вышеуказанный комплексный характер. Он включает в себя, помимо специфических лечебных воздействий на двигательный стереотип больного ребенка, также коррекционные мероприятия, адресующиеся как его собственной личности, так и личности его родителей. Предложенная система активирует все резервы и ко мпесаторно-приспособ ленные возможности организма ребенка. Ее применение, приводящее к поразительному многокомпонентному клиническому эффекту у больных ДЦП, у которых качественно стойко улучшаются показатели функциональной активности не только двигательной, но и психической, и речевой сферы, явилось по сути прорывом в традиционных технологиях их медико-социальной реабилитации. Внедрение этой системы в практику работы профильных лечебных учреждений значительно разширит арсенал терапевтических возможностей детских неврологов, психиатров и реабилитологов, повысит эффективность их работы, будет способствовать существенному позитивному сдвигу в показателях психоневрологического здоровья и качества жизни детей с этой патологией.
Монография будет интересна широкому кругу специалистов, занимающихся проблемой медико-социальной реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы: неврологов, психиатров, психотерапевтов, реабилитологов, психологов, педагогов-дефектологов и других.

Директор Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии МЗ Украины Заслуженный деятель науки и техники Украины доктор медицинских наук, профессор П. В. Волошин.

Назад Оглавление Далее