aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

3. Встреча с христианской политикой

В конце апреля мы с Леной по приглашению Жана-Франсуа, директора духовного центра на Покровке, приехали на круглый стол «Христианство и политика».
Мне эта тема показалась очень интересной. Я всегда считал, что политика - грязное дело, несовместимое с искренней верой в Бога. После прочтения Нового Завета у меня сложилось мнение, что Иисуса Христа распяли по политическим мотивам. Поэтому тема круглого стола меня очень заинтересовала.
Доехали мы с приключениями и, к нашему большому сожалению, опоздали на 40 минут. Дискуссия уже шла. Нас очень заинтересовало первое выступление. Особенно фраза, что за 20 лет, прошедших с начала перестройки, мы потеряли мораль и совесть - самое дорогое, что есть у христианина. Причем болезнь дошла до руководителей. Говорим одно, делаем другое, думаем третье. И получается опять застой.
Обсуждали книгу священника Луиджи Стурцио «Священник, ученый, политический деятель». Говорилось о доктрине социального учения, которая давно разработана в католической церкви, но пока только внедряется в православной. Мне очень жаль.
На круглом столе присутствовали: составитель сборника материалов конференции о Луиджи Стурцо, историк Евгений Новоселов, Директор Итальянского института культуры профессор Адриано Делл Аста, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни про-фессор Вячеслав Бобков, историк и ведущий на канале «360 дней» передач «Обыкновенная история» и «История кино» Алексей Юдин (он же главный редактор католической энциклопедии), православный журналист, главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков, публицист и богослов Александр Кырлежев.
К концу первой части круглого стола пришел известный политик, депутат Европарламента Марио Мауро.
Первым мы Леной услышали выступление профессора Вячеслава Бобкова. Он высказал свое мнение о стоянии 22 апреля вокруг храма Христа Спасителя. С его точки зрения (совпадающей с моей), - это был митинг. Потому что даже на Пасху и Рождество не было столько народу, а тут 60-80 тысяч человек. Речь на круглом столе зашла о социальной доктрине церкви, о том, каким церковь хочет видеть общество.
Мне очень понравилась фраза, которую сказал один из участников круглого стола: «Давайте организуем евангельские чтения и подумаем, ЧТО хочет от нас Иисус Христос, с какой миссией Он пришел на Землю. Давайте откроем Библию и почитаем». Я с этим выступлением согласен. Библия - это не художественная книга для чтения, а учебник, который надо изучать, чтобы углубить свою веру.
Мне кажется, никто на свете никогда не поймет до конца Иисуса Христа. Это тайна Бога. Мое мнение, Он хотел дать свободу человеку.
Год тому назад так сложились обстоятельства, что я смог прочесть 52 книги Библии: Ветхий Завет и Новый Завет. В Ветхом Завете больше ограничений. (Я не хочу обидеть евреев). В Новом Завете больше о Любви: потому что Любовь - это и есть свобода.
Мне кажется, христианская политика должна быть свободной. Каждый человек должен иметь возможность свободно высказать свое мнение.
Мне кажется, православная церковь должна перенимать опыт других христианских конфессий, которые развивались в странах, где не было 70 лет гонений, атеизма, разрухи в умах, потом застоя. Это гордыня - отвергать чужой опыт. Именно гордыня фарисеев помешала им увидеть в Иисусе Бога, прислушаться к Его словам. Они были так твердо уверены в своей правоте, что оставались глухими и слепыми к истине, забыли все пророчества. Мне кажется, настоящий христианин должен об этом всегда помнить, чтобы не повторить страшную ошибку. Следить за своей гордыней.
Запомнилась фраза Жана-Франсуа: «Почему Иисус Христос не исцелял всех подряд, хотя мог, Он же Бог?» Иногда болезнь душу спасает, вот почему Он не исцелял всех подряд. Бывает, что болезнь одного человека спасает других, помогает им стать лучше, добрей, терпимее. Поэтому я считаю, что люди с ограниченными возможностями тоже нужны в обществе, и не надо их прятать за стенками интернатов, надо быть толерантными.
Потом шло выступление одной женщины. Она говорила, что православная церковь более отстранена от реальной, земной жизни, чем католическая. Что РПЦ работает с теми, кого Бог приведет в храм, но сама не идет к людям. Выступление этой женщины натолкнуло меня на следующие размышления.
В племенах дикарей Африки и Австралии нет коррупции, неуважения к старшим и других болезней цивилизации. Но когда приходят европейцы и начинают «прививать свою культуру», а дикари начинают «умнеть», то вместе с ней приходят взяточничество, пьянство, неуважение друг к другу, к старшим, превосходство чиновников над другими людьми, презрение народом чиновников. Может, не надо насильно навязывать людям цивилизацию?! Мне кажется, люди, которые ходят на службу, слушают проповеди, молятся, исповедуются, причащаются, получают Божью помощь, чтобы работать, уважать и любить ближних, быть мирными. То есть церковь помогает государству.
Нас с Леной поразило до глубины души определение государства, данное Марио Мауро. Государство - это свободный договор. Граждане отдают часть своего суверенитета в обмен на гарантию услуг государства. То есть государство - это гарант. Когда из гаранта государство превращается в Хозяина, заканчивается опыт правления и начинается режим. А потом все разваливается.
Постепенно наступило время окончания круглого стола. Дальше был часовой перерыв с 18 до 19. Желающие пили кофе, чай. Во время перерыва мы с Леной познакомились с Джованни, атташе по культуре Посольства Ватикана, очень милой и доброй женщиной из Италии, легкой в общении; проехались по залу с книгами, выпили вкусный чай с бутербродами.
Жан освободил для нас место в третьем ряду, и началась главная часть этого вечера: встреча с депутатом Европарламента Марио Мауро. Марио Мауро - философ по образованию, с 1999 г. заседает в Европейском Парламенте, в котором был зам. председателя с 2004 по 2009 г. Основная его деятельность - борьба против расизма, ксенофобии и дискриминации христиан. Является членом бюро Европейской Народной Партии. Женат и имеет двоих детей.
Он начал по-русски: «Добрый вечер». За столом сидели три человека: Мауро, переводчица Екатерина, журналист «КоммерсантЪ FM» Константин фон Эггерт, который вел этот вечер.
Встречу открыл Жан. Он всех представил. Константин задал первый вопрос Марио: «Что для вас означает быть христианским политиком?» Марио ответил: «Политик ищет компромисс, а для христианина главное - Истина. Для меня политика - единственный способ проверить, действительно ли и в такой ситуации Христос - это ВСЕ для меня».
Я понял, что тема актуальна не только для России, но и для других стран. Марио пояснил, что такое «компромисс». Это когда два человека находят приемлемое для обоих решение. Мне запомнилось высказывание: «Самое страшное в политике - это если я говорю глупость, а другой с ней соглашается, то мы отбрасываем назад на века поколения». Мне кажется, многие политики отбрасывают назад свой народ. Христианин - это тот человек, кто понимает свою веру, кто не будет обсуждать других, как они верят. Христианин - это тот, кто принимает Иисуса Христа как Бога. К сожалению, многие европейцы не уверены в своей религии, стесняются веры. Константин фон Эггерт рассказал, что жители Пакистана и Ирана, обратившиеся в христианство, не боятся открыто заявлять о своей вере. Это как упрек и задание нам.
Депутат поделился трудностями работы в Европарламенте. Она идет на 23 языках. Марио проверял: «Если в документе есть слова «христианин, христианский», то весь документ не переводится для других языков с итальянского». Тогда нет на самом деле никакой толерантности, а это просто воинствующий атеизм. Для меня понятие «толерантность» - это когда уважают всех людей, их веру, а не предлог для конфликтов. Мне кажется, нормальную политику убивают конфликты.
Меня поразила одна его мысль: «Для любого нормального политика целью его деятельности является человек». В России я о таком не слышал. Мауро сказал: «Нам надо думать, как должна быть устроена система школьного образования, система здравоохранения, система пенсионного обеспечения, чтобы учитывать до конца, что есть человек».
Немного отступлю от темы. У нас в России Государственной Думой принят закон о платном образовании с 1 сентября 2013 года. Я думаю, плата за образование непосильна для огромной массы народа, она приемлема для жителей крупных городов с большой зарплатой, а в маленьких городах это нереально. О людях в этом законе не думают. Большинство людей будет иметь неграмотных детей, как при крепостном праве. Система здравоохранения тоже расшатана. Так называемые бесплатные врачи часто хамят, откровенно безграмотны.
Если будет христианская политическая система, то надо продумать ее так, чтобы не было коррупции. Как сказал Марио, все надо использовать по назначению. Он привел яркий пример: «Вот диктофон. Я могу заставить переводчицу его проглотить. Ей будет больно. Потому что предмет использован не по назначению».
Дальше разговор шел о преследовании христиан, о христианском призвании. Друг Марио, по имени Рогинг, будучи в Стамбуле, в 4 утра всегда просыпался из-за призывного звука муллы, собиравшего верующих на намаз. Когда Рогинг слышал этот звук, то вспоминал, что он - христианин. Он был редактором христианской газеты в мусульманской стране. Рано утром, в час открытия, его нашли убитым 25 выстрелами на пороге редакции 19 января 2007 года.
Министр Шаббат Бат (тоже христианин в мусульманской стране, в Пакистане) сказал одну вещь: «Я хочу жить у подножия креста Христова». Он тоже был убит. Эти два события были освещены прессой неправильно: как борьба между экстремистскими противоборствующими группировками.
Константин фон Эггерт очень точно заметил: «Жизнь христиан в Пакистане и Индии обусловлена не масштабом преследований, но масштабом их призвания». И это несмотря на то, что Индия - буддистская страна, а Пакистан - мусульманская. В ответ на это замечание Марио сказал: «Для меня как политика главное - проверить, действительно ли и в таких обстоятельствах Христос - это все для меня». Нас с Леной эта фраза поразила. Нам кажется, в данной ситуации политику труднее, чем священнику. Надо быть очень мужественным человеком для проверки силы Христа в данной профессии.
После этих слов Марио для меня перевернулось отношение к политике. Если честно, я всегда считал ее грязным делом, и у меня даже есть на эту тему афоризм. Политика бывает даже тяжелее, чем священство. А Марио показал чистоту политики, какой она на самом деле должна быть. Я в ней мало что понимаю, а когда наши политические деятели по телевизору на политические темы говорят, я вообще ничего не понимаю. Мне стало чуть-чуть обидно, что таких людей, как Мауро, в нашей стране мало или совсем нет. Из-за этого, по моему мнению, наша страна отстает в развитии, страдают люди.
Марио немного рассказал об истоках создания Евросоюза. Оказывается, «отцы - основатели» хотели мира в Европе. Они осознавали, каким злом является война. Я с ними согласен: «Если война, не дай бог, начнется, за один день можно столько народу убить при современных технологиях, как за всю Вторую мировую, и даже больше».
Еще мы узнали удивительную вещь: сберегательные банки - задумка францисканцев. Они хотели, чтобы хорошие идеи не пропадали: если у бедного человека есть идея, а нет средств на ее осуществление, то можно взять там деньги. А теперь банки превратились в поле для биржевых игр.
Зашел разговор об участии женщин в политике. В разных странах поразному, только Ватикан против заседания их в парламенте. Мне кажется, здесь связь с разрешением или запретом на аборты. Церковь однозначно против, а женщина-политик может провести закон об их легализации. Впрочем, я восхищаюсь Маргарет Тэтчер, Железной леди.
Нас с Леной удивило высказывание Марио: «Трудно представить политика, который не задавался бы вопросом - что такое Человек?» В нашей стране, по-моему, никто не задается таким вопросом, и не только в политике.
Хочу объяснить, кто для меня является политиком. Ни одно общество не может обойтись без честно работающих врачей, учителей и других профессионалов. Все люди друг от друга зависят, и каждый человек делает политику в обществе. Я не согласен, что политику делает только правительство, ее творит народ страны.
Константин фон Эггерт задал еще два вопроса:
1) Каковы основные проблемы, над которыми работает Европарламент?
2) Согласен ли Марио, что он работает в дехристианизированном обществе и, таким образом, ведет борьбу с заранее проигранным финалом?
На первый вопрос Мауро ответил: «Основная проблема - это мир в Европе, создание Соединенных Штатов Европы. То, что нас объединяет, больше, чем то, что разделяет».
Отвечая на второй вопрос, Марио сказал, что христианам всегда приходится плыть против течения, в любой профессии, и рассказал историю создания флага: «После окончания Второй мировой войны хотели сформировать Европейский Парламент. Встал вопрос по поводу европейского флага. Художник по имени Арсений Ханс нарисовал европейский флаг. Но Бог хитрый. Художник зашифровал на флаге изображение Царицы Мира - Пресвятой Богородицы. Его рисунок понравился члену жюри, точнее, ему понравились цвета, но он не понял, ЧТО там нарисовано. Рисунок прошел конкурс. Царица Мира (Пресвятая Богородица) незаметно и мирно поселилась на флаге и охраняет Евросоюз. Так получилось, что Евросоюз стал христианским.
Хочу добавить от себя: когда Христос проповедовал, общество тоже было дехристианизированным. Это Ему не помешало. Одни верили Ему, другие не верили. Он никого не обижал, не осуждал. Бог не принуждает верить или не верить, Он дает
Свободу каждому человеку. Само христианство - свободная вера. Дехристианизированное общество было, есть и будет всегда.
Зашел разговор о возможности создания христианских партий в современном обществе. Ранее Марио сказал, что если бы он создал сейчас такую партию в Италии, то за ним бы никто не пошел. Вячеслав Бобков задал вопрос: «Почему вы считаете, что за вами никто не пойдет?»
Мауро рассказал, что христианская партия, основанная Луиджи Стурцио, в Италии уже распалась. Люди не видят перспективы. 60 лет в Италии была партия «Христианская демократия», за которой стояло христианское общество, отмеченное христианским опытом. Не стало общества, не стало и партии. Таким образом, не всегда есть исторические обстоятельства для создания партии, именующей себя христианской. Но тогда появляются в обществе мыслители, влиятельные женщины, которые в каком-то смысле делают политику.
Константин фон Эггерт задал вопрос: «Вас обвиняют в религиозном фанатизме и гомофобии. Кто ваши идейные противники в Европарламенте?»
Марио сказал: «Ответ на этот вопрос лучше всего дал Папа Бенедикт XVI, назвав главными опасностями для современного общества фундаментализм и релятивизм. Фундаментализм - это зло во имя Бога (фашизм, коммунизм и т.п.). Релятивизм - это утверждение, что истины не существует. Это течение приводит общество к развалу. За что тогда наказывать человека, в чем смысл законов? Тогда не нужна Конституция. Будем как дикари».
Марио на конкретном экономическом примере показал опасность релятивизма. В Европе проживает 520 миллионов человек, и это составляет 8% мирового населения. В тоже время в Европе сосредоточено 58% мирового богатства. Каждый гражданин Италии имеет большее наследство, чем американец. Через 30 лет это население будет составлять 6%, в конце века 4%.
Но из-за принципа релятивизма в Европе распадаются семьи, в них мало детей, нет молодежи. Кто будет платить налоги, кто будет оплачивать пенсию? В Египте большой процент молодых людей. Молодежь доживает до 25 лет и умирает.
Мне кажется, Ленин тоже был релятивистом. В нашей стране почитатели его культа живы до сих пор. Ленин хотел, чтоб народ был безбожным. В Кремле сохранен Мавзолей, везде памятники вождю, и наша Россия, как это ни грустно, никак не обернется к Богу. Непонятно, куда наша страна идет: назад или вперед? Застой, по-моему, хуже, чем движение. Христианство предполагает открытость на детей, но большинство христиан этот закон не соблюдает. А мусульмане строго держатся своего закона. Может, поэтому их стало так много во всех странах Европы и РФ, а нас мало. Они держатся вместе, а в Европе конфликтуют друг с другом. Нам надо научиться дружить.
Алексей Рудин спросил: «Кто ваши друзья в Европарламенте?» Марио сказал, что, когда пал коммунизм, первой задачей было объединение христианских церквей (католики, православные, протестанты). Например, на Кипре запретили проводить христианские богослужения и христиане борются за свои права все вместе. Это объединяет христиан. С одной стороны, хорошо, что вместе, с другой - плохо, что идет борьба.
В основе любой христианской политики в первую очередь стоит свобода. Религиозный человек вообще представляет собой угрозу для политики, так как он надеется на то, что выше политики, и поэтому он свободен.
Еще мне запомнился разговор о культуре. Мауро задали вопрос: «Как соотносится продвижение христианских ценностей с политикой мультикультурализма, которая проводится во многих странах?»
Марио ответил: «Мультикультурализм - это жизнь в обществе с разными культурами. Например, Римская империя включала в свой состав много народов и культур. Это оказалось плодородной почвой для христианства. Но в наше время распространено другое толкование этого понятия - что нет Истины, что все религии и культуры равнозначны и не несут Истины. Такое отношение к культуре несет разрушение, потому что человек ищет для себя что-то нужное. Если культура предлагает красиво упакованное ничто, пустоту, это разрушает человека».
Культура всех народов - прежде всего религиозная культура. Если мы другую культуру разрушаем как чужую, непонятную, дикую (а такие случаи в истории человечества были), то в первую очередь мы разрушаем свою культуру. Запомнилось высказывание британских террористов: «Мы победим смерть, потому что смерть нам дороже, чем жизнь». Эта мысль кажется мне основой террора. Любой христианин такое понятие не будет поддерживать, потому что жизнь человека - это его путь к Богу. Обрывать жизнь - это отказ от Бога.
Марио подчеркнул, что цивилизация, живущая комплексом неполноценности, уже умерла. Мы думаем, что он имел в виду неспособность многих людей найти истину.
Встреча с Мауро мне очень понравилась. Он хороший оратор, и я считаю его истинным христианином. Я даже лучше понял, что такое христианин и какой должна быть политика. Я благодарен тем людям, кто меня пригласил и привез на эту встречу. Вечер дал мне огромную пищу для размышлений, и я надеюсь, что смог в этой статье ими поделиться. Я очень хочу, чтобы мои читатели тоже подумали над этими вопросами.

Назад Оглавление Далее