aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

3. Выставка Николая Ге

В воскресенье 23 октября я со своей подругой Леной ездил на выставку Николая Николаевича Ге. Она проходила в Третьяковской галерее на Крымском валу. Мы туда приехали на обычном такси. Нам попался добрый таксист: он нас и привез, и отвез. От нашего интерната до Парка культуры всего 20 мин езды на машине, поэтому по деньгам получилось нормально. Обычно мы пользуемся социальным такси, но закончились талоны.
Нас встретили подруги Лены: Света и Катя. Они хорошие, веселые, и отнеслись ко мне будто к давнему знакомому, хотя видели в первый раз.
По дороге на выставку - неожиданная сцена: между деревьями был протянут канат, по нему в больших клоунских ботинках ходил взад-вперед парень и при этом читал стихи. Такое ощущение, что он парил в воздухе, и я в тот момент подумал: «Мы всю жизнь как будто ходим по канату. Как тяжело в жизни ходить, когда канат качается». Потом я увидел детскую площадку, на ней играло много детей.
Поскольку в этом здании нормальный пандус, мы легко оказались внутри.
Там нас ждала вторая неожиданная картина: недалеко от раздевалки проходил мастер-класс по лепке фигуры человеческой головы из глины. Скульпторами были обычные прохожие, решившие попробовать сегодня свои силы, и, может быть, будущие мастера. Ведущая мастер-класса била дощечкой по уже законченному образцу головы, придавая ему форму. Мы полюбовались на работу и отправились на второй этаж, на выставку, на лифте. И лифт просторный! Спасибо строителям!
Первой запомнившейся мне картиной было «Оплакивание Патрокла». Мне понравилось, как Николай Ге передал печаль Ахилла, безысходность горя. Стоящая в нижнем углу женщина в платье из синего шелка, с открытым плечом, похожа на богиню. Большое впечатление произвела картина «Саул у Аэндорской волшебницы», сюжет взят из Библии. Мне понравилось изображение призрака - пророка Самуила. Художник сумел передать сверхъестественность того, с кем происходит встреча. Царь Саул земной, из плоти и крови, аэндорская волшебница наполовину принадлежит нашему миру, наполовину - загробному. Еще мне понравилось, как Ге показал испуг Саула и тех, кто рядом с ним.
Запомнилась картина «Воскресение». Мария Магдалина бежит как комета, сияет сверхъестественным светом после встречи с Христом. Картина такая огромная, что возникает ощущение сопричастности событию. Меня поразило небо, оно как после атомного взрыва. Мне кажется, такое оно будет на Страшном Суде. Картина Апокалипсиса. Есть что-то общее между Марией Магдалиной и Аэндорской волшебницей: они принадлежат сразу двум мирам. Николай Ге показал, что Мария Магдалина уже святая. На переднем плане картины видны фигуры двоих бредущих людей - воинов, охранявших Иисуса. Будто бы художник подчеркнул, что они грешники, потому что не видели Божественного Света. Они явно разочарованы. На земле валяется табличка «ІНЦІ» Царь Иудеский. Мне кажется, эта поверженная на землю табличка - это то, как мы относимся к Господу Богу.
Далее шли бытовые зарисовки художника. Мать, оплакивающая своего сына. Как Ге четко передал горе, ее психологическое состояние! На улице солнце, радость, а в душе ад. Он передал контраст: на улице веселье, солнце светит, птички поют, а у нее в душе тьма. Меня поразила картина «Иисус молится в Гефсиманском саду». Николай Ге этот сад изобразил как какой-то круг ада. Когда я стоял около картины, у меня возникло ощущение адского прикосновения - даже стало страшно. Ге показал все страдание Бога в этом саду. Он пережил там сразу все страдание Распятия. Мне передавалось ощущение Тела Иисуса: холод, озноб (как при повышенной температуре), необъяснимый страх. На Нем была мокрая, холодная одежда. В саду стоял адский туман. Мне кажется, у Христа пятки болели стоять на земле, потому что сухие листья, ветки и шишки опадали на нее, их никто не убирал, и они кололись. Я думаю, на мокрое потное Тело садились какие-то букашки, которые там водятся, причиняя Ему страдания. Мне кажется, тот, кто искушал Его в пустыне, был в этом саду. Ощущение боли и страдания передано мастерски.
После этого была картина «Петр Первый допрашивает своего сына» из Русского музея. Мне запомнилось выражение лица сына Алексея. На нем ненависть, упрямство, злоба, обида. Мы заметили, что отец и сын похожи, особенно упрямством.
На картине «Екатерина Вторая на похоронах Елизаветы» царица одновременно грустная и торжествующая. Екатерина Вторая и рада, что помыкающей ею свекрови больше нет, но и огорчена тем, что эпоха Елизаветы Петровны закончилась, а пришедший ей на смену государь Петр Третий мало на что хорошее способен.
Потом шли зарисовки, этюды к картине про встречу Петра с сыном. Чтобы изобразить сидящего на стуле Петра, Ге нарисовал четыре этюда. Много этюдов головы Алексея.
На выставке было много портретов известных людей: Некрасова, Тургенева и т.д. Такое ощущение, как будто ты лично их встречаешь. Еще мне понравилась картина: девочка стоит у окна, а в окне дорога.
Запомнилась картина «Тайная вечеря». Есть картина с тем же названием, написанная Леонардо да Винчи, они там тоже сидят за столом, а у Николая Ге Иисус Христос лежит на ложе. Запомнилась фигура Иуды, который идет Его предавать. Мне кажется, Иисус Христос не мог в тот момент спокойно лежать, потому что все знал.
Хочу остановиться на фигуре Иуды. Он изображен в переднем нижнем углу. Фигура резко выпадает из общего фона картины своей чернотой. Взмах руками, как крыльями, в тот момент он, человек, совпадает с нечистой силой. Все ученики в удивлении смотрят на Иуду, он оказался чужим, хотя они все хорошо и давно его знают. Ге очень точно на этой картине показывает суть предательства.
Сразу вспоминается еще одна картина художника, «Совесть Иуды». На ней он совсем другой. Мне кажется, на этой картине он проклинает тот день, когда родился на свет. Ге показал в этой картине, как Иуда одинок. Мне кажется, у автора нет понимания, но есть только жалость. Хотя у Бога мы все свои, а у нечистой силы все чужие. Я почувствовал, что художника волнует судьба неудавшегося апостола, и это мне близко. Эти 30 сребреников ему были не нужны, жалкая цена за такое великое предательство. Я тоже много размышлял на эту тему и даже сочинил афоризм: «Когда мы обсуждаем Иуду, мы сами становимся как он. Потому что каждый человек может согрешить до последнего дыхания, и также каждый человек может исповедаться до последнего дыхания». Там много загадок, почему Иисус выбрал его в ученики? Мне кажется, каждый человек хочет эту загадку разгадать. Атмосфера в картине «Совесть Иуды» такая же мрачная, гнетущая, как в «Гефсиманском саду».
Мне также понравились его зарисовки на религиозные темы. Запомнилась зарисовка про то, как душа выходит из тела (картины про Ангелов). Запомнились зарисовки, как бедные крестьяне жили в деревне. Помню обстановку, как они сидели за столом, бедность.
Впечатлила картина «Распятие». У меня такое ощущение, что Бог Отец смотрит на Распятие Сына. Художник эту картину написал глазами Бога Отца. Около трех крестов вокруг разлит белый свет, обстановка в картине мне показалась фантастической. Форма крестов необычная, в виде буквы Т, голова Иисуса запрокинута назад и лежит на перекладине. Небо очень темное. В той части, куда свет падает, оно - белое. Земля похожа на пещеру, куда проникает свет.
Мы подошли к картине «Смерть Виргинии». Сюжет у нее необычный. Девушку насильно пытались выдать замуж, отец протестовал, но богатый жених в суде доказал свое право на женитьбу. Отец, не желая дочери страшной судьбы, убил ее. Мне вначале показалось, что на картине изображена революция, хотя я еще не знал сюжета, мы прочли его потом. Там много народа и кровь на земле. Народ куда-то бежит, будто в бунте. Контраст - на улице хорошая погода, солнышко.
Потом мы пошли на второй этаж. Там огромный пандус.
Перед нами развернулась интересная экспозиция. Показывали, как картины просвечивали рентгеном, чтобы восстановить работу художника, его творческие поиски. Нам там очень понравилось. Приведу пример: известная картина Н. Ге «Что есть истина?», оказывается, имела «подкладку». При просвечивании ее рентгеновскими лучами оказалось, что под ней картина «Милосердие». На ней сидящий на траве Иисус беседует с женщиной, по-моему с самаритянкой. Картина «Милосердие», светлая, радостная и добрая, была задумана Николаем Ге, но по неизвестным причинам окончательный вариант так и не был создан. Сверху эскиза художник нарисовал мрачное по сюжету, но самое известное свое произведение под названием «Что есть истина?». Он там показывает беседу Пилата с Иисусом, причем свет падает не на Христа, а на Пилата и на пол.
Потом мы пошли в зал, где выставлены наброски к картинам Страстного цикла. Иисус на Кресте выглядит не лучшим образом: избитый, лицо искажено страданием, много крови. Те, кто бил, имели своей целью сделать из него урода. Николай Ге в своих зарисовках, по-моему, хотел показать страдание Человека.
Еще я обратил внимание на пейзажи в его картинах, где изображены места, по которым он путешествовал в Италии. Мне запомнились горы, море, солнце, голубое небо.
Выставка закончилась, мы спустились в холл одеваться. И тут я увидел, что на третьем этаже показывают картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». Я так давно хотел ее увидеть, но мы на такси уже не успевали, и пришлось на лифте спускаться к выходу. Но ничего, в следующий раз.
В том месте, где проходила лепка, уже начался кружок по рисованию. Там рисовали человеческую голову.
Мы долго искали наше такси, потому что много людей приехали на выставку на машинах, а парковка была не продумана, и при входе образовалась огромная пробка. Наш водитель вышел из машины, и мы его увидели.
Я и Лена попрощались со Светой и Катей. Надеюсь, эта встреча с ними не последняя. Хочу передать им огромное спасибо.
Мне выставка понравилась. Она дала обильную духовную пищу. Я даже по-другому мыслить начал.
Советую всем посетить эту выставку. Не пожалеете!

Назад Оглавление Далее