aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

V. Напутствие новичку (памятка для инвалидов, попавших из дома в интернат и советы родителям инвалидов)

Довольно-таки частая ситуация: инвалид всю свою жизнь прожил дома, но вот обстоятельства складываются так, что он вынужден навсегда переселиться в стационарное заведение: в интернат, пансионат или дом инвалидов. И это переселение пугает и инвалида, и его родственников.
Сначала я обращусь к родителям, которые до смерти боятся стационарных учреждений для инвалидов (особый страх нагоняют психоневрологические интернаты - ПНИ), и интернет-форумы пестрят их воплями: о боже, мой сын (моя дочь) не проживет в интернате и дня, недели, месяца, года, он (она) умрет от отсутствия должного ухода, от невнимания, от унижения, от презрения, от безысходности и пр. Я хочу успокоить всех родителей, которые смертельно боятся, что их ребенок-инвалид (молодой или уже не очень молодой) умрет в интернате от голода, холода и тоски. Не умрет! Если, конечно, не будет твердо настроен на свою скорейшую кончину.
Дорогие родители инвалидов! Я, Алексей Карлов, инвалид- колясочник с тяжелой формой ДЦП (гиперкинез, спастика, дизартрия) живу в московском 20-м ПНИ уже 8 лет, и мне здесь хорошо, еда и уход нормальные, меня уважают и дают возможность развиваться интеллектуально. Так что не бойтесь интернатов, не дадут вашему ребенку там погибнуть, если он сам намерен жить; сотрудники интерната отвечают за каждого вверенного им инвалида.
Конечно, в интернате новичку будет непривычно, хотя бы потому, что в большинстве российских стационаров для инвалидов жутко тесно. Я не теряю надежды, что все-таки будут строить новые интернаты для инвалидов, такие, чтобы каждому было свободно, комфортно и уютно, как дома. Но пока что все стационары для инвалидов переполнены и неудобны по архитектуре и внутреннему расположению помещений. И именно в силу этой скученности и множества людей вокруг, инвалид, прибывший из дома, где в семье 1-3 человека, в первое время мучительно страдает из-за того, что ему очень сложно находиться в такой «ораве» и нет привычных удобств и простора. Так что, дорогие родители, в первую очередь научите вашего ребенка уважать других людей, понимать их, иногда уступать им - тогда он поладит с персоналом и приживется в коллективе. А во вторую очередь пораньше, почаще и побольше приучайте его к самостоятельности: то, что инвалид в состоянии делать сам, пусть делает сам. А в-третьих, не пугайте своего сына или дочку интернатом и не делайте страшилки из ПНИ.
Часто домашний инвалид и сам с ужасом думает, что интернат - это конец пути. Но это не так. Интернат - это не конец пути. Интернат - это продолжение пути. И многое зависит от того, как сам человек, попавший в интернат, будет продолжать свой изменившийся путь.
Инвалид, живущий дома, уверен, что только дома он сам себе хозяин, а в интернате будет целиком подвластен окружающим и станет «никем». Это неверно. Да, новичку на первых порах будет тяжело в интернате. Особенно если дома за него все делали мама и папа. В интернате нет мамы с папой, зато там есть ребята, схожие по болезни и по физическим ограничениям. И возможно, они-то как раз и помогут, покажут новичку, как можно обойтись без мамы с папой и как обрести хоть частичную независимость от персонала и соседей.
Не бойся, новичок, волею судьбы попавший из дома в интернат! В интернате свои внутренние законы, которые ты не в силах изменить, их установили люди-инвалиды, давно там живущие, а ты должен принять эти законы и жить, считаясь с ними. Тебя там, в интернате, в твоем новом доме, будут уважать только в том случае, если ты будешь уважать других. И не всегда можно выплескивать свои отрицательные эмоции и выказывать свое плохое настроение, тебе придется учиться быть более сдержанным, скрывать свои эмоции, печали, боль. Плакс, жалобщиков, хнычущих и истеричных не любят и не уважают.
Ты также должен уметь постоять за себя, не позволять никому сесть тебе на голову, и ты сам не должен никому садиться на голову. И в интернате тебе придется иногда отстаивать свои права. А если ты не будешь отстаивать свои права сам, то останешься бесправным. Ведь за тебя этого никто не сделает, посуди сам: ну зачем кому-то отстаивать твои права?
Да, дома удобно и вольготно, тебя там любят, за тобой ухаживают. Но ты там вовсе не свободен, как ты наивно полагаешь: за тебя все решают твои родители. В интернате многое решает администрация, но есть такие проблемы, которые ты должен решать самостоятельно. Я имею в виду, например, случаи, когда ты должен постоять за себя. А дома - ну какая же свобода, если за тебя всегда постоят твои родители? Это не свобода, а скорее удобное рабство.
Нельзя сказать однозначно: в интернате - хорошо или плохо? Если ты пытаешься понимать других, уважаешь их и стараешься, чтобы тебя поняли, - тогда тебе в интернате будет хорошо и ты обзаведешься друзьями, а если не будешь пытаться понять и уважать других, то тебе будет плохо и одиноко.
Интернат - это возможность твоего дальнейшего развития. Сотрудники и твои новые товарищи тебе помогут. Рекомендую прочитать статью Ирины Мовчан «Мини-пансионаты и большие интернаты» и заметки Олеси Радушко о ее Кемеровском доме-интернате (газета «Глагол» и интернет-форумы). Проживающая в одном интернате со мной Ирина Мовчан, известный поэт и публицист, приводит конкретные примеры, как люди-инвалиды именно в стационарах открыли свои таланты и как эти таланты поощряются. А Олеся Радушко, попав из дома в интернат, нашла себя как организатор: она там не только сама пишет интересные стихи, но и поддерживает других, кто пишет стихи и прозу, она создала местный листок-альманах «Поделитесь», организует концерты самодеятельности, про ее общественную деятельность можно прочитать в молодежной газете «Глагол», а про свою жизнь и жизнь своих соседей-инвалидов Олеся подробно рассказывает на форумах РОБОИ и «Луч Фомальгаута».
И последнее напутствие новичку: постарайся сразу же воспринимать интернат как свой дом - дом, в котором тебе предстоит жить долго и интересно.

Назад Оглавление Далее