aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Дом для инвалидов в Хельсинки и последний день путешествия 11-13 августа 2012 г. Часть 8

Поездка в Финляндию 11-13 августа 2012 г. Дом для инвалидов в Хельсинки и последней день путешествия
В субботу днем мы решили посетить интернат в Хельсинки, где живут люди с ограниченными возможностями. Хотя я не люблю слово «интернат»: оно напоминает мне советское время. Я считаю, что потихонечку от этого понятия надо уходить. Оно какое-то холодное, не домашнее.
Мы ехали на такси полчаса, водители были русские. Мы с Леной ехали на обычной машине. Вел ее Кирилл, а сзади сидела Элина. Они в Хельсинки работают журналистами в русской газете. Дом, к которому мы ехали, находится в жилом районе. Вокруг него стоят обычные дома. Меня удивило, что нет огороженной территории. И в то же время я заметил детскую площадку. Около нашего интерната, прямо перед входом, тоже есть детская площадка, но мы ее не видим, так как наша территория огорожена толстым бетонным забором. Меня интересует вопрос: их от нас отгородили или наоборот?
Нас встретил папа одной девочки, живущей здесь, оказалось, он и есть директор дома. Мы вошли на первый этаж. Там холл для отдыха. Уютные кресла, на столиках - угощение, большие окна. Я заметил ресепшн. Мы расселись, директор начал рассказывать об этом необычном доме.
Проект задумывался в 2003 году. Вначале была создана группа
родителей детей с ограниченными возможностями (умственно отсталых). Они сходили к городским властям, чтобы узнать, что ждет их детей дальше. Им сказали, их ждет долгая очередь на жилье. Тогда они создали проект дома и договорились обсудить через две недели. Им выделили землю. В 2007 году дом был построен. Там живут двадцать человек. Среди них есть дауны, умственно отсталые. Мы хотели увидеть «своих», колясочников, но их здесь не оказалось. Директор объяснил, что они живут в отдельных квартирах. Он также сообщил, что существует план государства до 2015 года убрать все закрытые интернаты из страны. На этом примере я сразу увидел, что такое Конвенция о правах инвалидов в действии.
После рассказа мы начали сверху осматривать дом. Лифт у них просторный, красивый. Мы заехали на пятый этаж. Проехали по широкому коридору, попали в общую гостиную. Это была комната отдыха, как я понял. На потолке мы увидели круглое окно, похожее на иллюминатор. Через него виднелось голубое небо с облаками.
Потом мы проехали в тренажерный зал и попали в сауну, где ребята парятся раз в неделю. Сауна была огромная, с деревянными скамейками, туда входит даже моя широкая коляска.
Мы спустились на четвертый этаж, где жилые комнаты. Там живет один парень, он помогал везти мою коляску. Я заметил просторный туалет, в огромной комнате туалет и душ. В спальне широкая большая кровать. Эта огромная комната делится на два уровня. На одном маленькая кухня, на другом - спальня. Больше всего мне понравился балкон, десять квадратных метров, на одного человека один такой балкон. Для сравнения: моя комната в интернате - восемь квадратных метров на двоих (с соседом) с колясками.
Мне понравилось, что балкон застеклен как лоджия, видно улицу, дороги. Озеро недалеко. Помещение балкона напоминает террасу.
В моей комнате в интернате тоже есть балкон, но даже здоровый человек туда не пройдет, так как выход перегорожен кроватью моего соседа.
В финском доме (язык не поворачивается назвать это интернатом) мне понравился домашний уют. Я запомнил огромный плазменный телевизор в комнате, двуспальную кровать на одного человека, с другой стороны - две тумбочки на одного жителя. Когда мы были в комнате, я задал вопрос: «Кто определяет дизайн комнаты при ремонте?» Ответили, что дизайн комнаты определяет ее владелец. Мне это понравилось. Мне показалось, это тоже своего рода реабилитация, социальная адаптация.
Потом мы спустились на первый этаж. Нас напоили чаем, угостили сладостями. Мы вышли. И тут у нас казус получился. Оказывается, два такси уже давно нас ждали. Мы, когда прибыли туда, сказали, чтоб они уехали, а потом за нами вернулись. Один водитель оказался русским, по имени Юрий. Когда мы добрались до нашей гостиницы, он, сославшись на ожидание, сказал, чтобы мы заплатили ему триста евро! Для нас это бешеные деньги. Мне вспомнился фильм «Брат-2». Герой фильма поехал в Америку, и ему там один русский человек дал напрокат машину и сказал: «Русские своих не бросают». На полпути эта машина сломалась. Так и тут: сначала таксист нам сказки рассказывал, что тут есть такой фонд, что мы могли бы бесплатно в страну приехать, а потом содрал втридорога. Второй таксист взял по счетчику, он был финном.
После этого у нас было свободное время. Мы с Леной хотели найти Ботанический сад, но не нашли. Зато погуляли. Видели соревнования по пляжному волейболу. Призом был автомобиль. Мы чуть- чуть посмотрели и пошли гулять по городу.
На следующий день - последний день нашего пребывания в
Хельсинки - наша группа посетила очень интересный музей современного искусства.
Меня там поразила огромная полицейская машина, вся покрытая вязаным чехлом. Этот музей был удобным для колясок, там был огромный лифт (размером с мою комнату) для перевозки картин. Это музей для любителей. Экспозиция нам с Леной показалась пропитанной агрессией, но интересной.
Потом вся группа посетила часовню Тишины. Всем понравилось. После обеда в итальянском ресторанчике мы пошли собирать вещи.
Хочу немного рассказать про горничную Капитолину из Белоруссии. Она нам много помогала, как родным. Огромное ей за это спасибо. Очень приятная милая женщина. Хотя оплаченный день заканчивался в 12, нам разрешили один номер оставить до 16 вечера. Я благодарен персоналу гостиницы за то, что нас так хорошо приняли. И за бесплатный номер, в котором я жил.
В 16.30 пошли на вокзал. Там чисто и уютно, много игральных автоматов. Мы решили с Ольгой Грачевой помочь Кенкелле и сыграть с одним из «одноруких бандитов». Оля пожертвовала два евро. Сначала мы выигрывали, а потом проиграли. Калле победил нас!
Когда подошел поезд, грустно было расставаться с этой страной и теми, кто нам помогал. Финляндия поднялась на высокий уровень. Может, это кому-то покажется наивным и смешным, но я мечтаю, что Россия тоже достигнет этого уровня.
Когда мы прошли финскую таможню, поезд остановился в Выборге, там огромным долгим салютом как раз отмечали начало кинофестиваля. Таможенники ворчали: «У нас такое празднование ежегодно, лучше бы деньги пошли на улучшение дорог!» В тот момент я понял, что вернулся в Россию.
Поездка мне очень понравилась, впервые за всю свою жизнь я побывал за границей. Дай Бог, не последний. Спасибо всем, кто оказал финансовую помощь и кто нас туда возил, и тем, кто встретился нам в этой поездке. Я хочу дальше дружить и общаться.