aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Необучаемые дети учат чиновников добру

Немного статистики: во Владимирской области живет более 4000 детей-инвалидов, в самом Владимире – около 800 [ Данные 1999 года. Сегодня ассоциация Свет – одно из крупнейших родительских объединений Владимирской области, объединяющая более 900 семей. В 2005 году организация отметила свое десятилетие. ]. 125 ребятишкам присвоен статус необучаемый. В сентябре 1995 года во Владимире появилась областная ассоциация родителей детей-инвалидов Свет. Моя собеседница – Председатель совета этой ассоциации Любовь Ивановна Кац.

– Как вы пришли к мысли о том, что надо создать организацию?

– Все началось с личного интереса меня и моего ребенка, признанного необучаемым. Просто собрались несколько семей, столкнувшихся с этой проблемой, и решили создать для наших детей Школу жизни. Зарплату первому педагогу родители платили из своих средств... А сейчас во Владимире работают уже семь таких классов, и еще три класса открыто в городах Владимирской области [ ]. Их посещает около 60 детей. Мы работаем в клубах по месту жительства с девяти до часа, а после нас там занимаются обычные ребятишки. Труд учителей оплачивает местная администрация.

– Чему же учат в Школе жизни? Не секрет, что многие считают, будто необучаемых детей вообще ничему нельзя научить.

– Это совершенно не так. Наши дети тоже развиваются, только намного медленней своих сверстников. Девиз нашей школы: Я хочу научиться все делать сам! Прежде всего мы обучаем детей тому, что им пригодится в жизни – труду, ритмике, развитию речи. Как правило, клубы расположены в обычных квартирах с кухней. В таких условиях очень удобно учить детей домоводству. У нас уже есть замечательные результаты: с 6 детей снят статус необучаемый. В декабре мы проходили очередную конфликтную медико-педагогическую комиссию по вопросу снятия диагноза необучаемый с одного мальчика. Занимаясь в нашей школе, он научился читать, у него появилось логическое мышление. Мы сами не имеем права обращаться в комиссию (по российским законам, это могут сделать только родители ребенка). Но мы поддержали маму, подготовили мальчика. Сейчас, в 13 лет, он пошел во второй класс вспомогательной школы. Нам было очень приятно.

– А дети любят свою школу?

– Не то слово! Стоит моему сыну расшалиться, я говорю ему: Завтра в школу не пойдешь! – и он тут же успокаивается. Не пойти на занятия, к ребятам – для наших детей это самое страшное наказание.

– В каких еще направлениях работает ваша ассоциация?

– Уже два раза мы проводили летний лагерь для детишек с ограниченными физическими и умственными возможностями. А этим летом наши ребята, объединенные в один отряд, отдыхали в обычном детском лагере. Сегодня общество не очень готово их принять: существуют особые стандарты, медико-педагогические комиссии... А вот дети в лагере, между прочем, относились к нам прекрасно. Никто не тыкал пальцем, не старался обидеть. Наоборот, все стремились помочь нашим детям как более слабым. Но самое главное – у ребят там появились друзья – и из спортивного, и из других отрядов... Один наш мальчик, Кирюша, с тех пор каждый день собирает рюкзак, чтобы ехать в лагерь, где у него было много друзей. Дома он не ходит гулять во двор, потому что дети относятся к нему не очень хорошо. А вот лагерь – это была другая страна!

На наши праздники (Новый год, Пасха, 8 марта, День знаний...) мы приглашаем не только детей, которые учfтся в нашей школе, но и ребятишек, обучающихся на дому. Вообще мы стремимся расширять круг общения, учим ребят помогать друг другу. Наши дети – тяжелобольные. Но есть и лежачие ребята, которым еще тяжелее, чем нашим. Мы вместе с детьми навещаем их дома, рассказываем о нашей работе, общаемся, играем.

Мы учим детей играть на компьютере. Один мальчик с синдромом Дауна даже научился набирать текст слепым методом. Я вижу, что компьютер для детей с ограниченными возможностями – это выход в большой мир. Дома у детей пока нет собственных компьютеров (родителям они просто не по карману), но даже обучение в школе дает замечательные результаты.

Наша новая программа – иппотерапия, лечебная верховая езда. За полгода занятий дети многого добились. Прежде всего они перестали бояться этих добрых и умных животных, научились держаться в седле и даже управлять лошадью. Мы уже мечтаем о паралимпийских играх по конному спорту.

А еще у нас есть свой театр Муха-цокотуха. Многие наши дети из-за сильного отставания в развитии не говорят, тем не менее они выступают на сцене с пантомимами. Сейчас театр настолько окреп, что уже гастролирует по Владимирской области. Недавно мы были в городе Кольчугино, показывали наш спектакль родителям детей-инвалидов, представителям администрации и соцзащиты города. После спектакля мэр города вызвал председателя городской ассоциации родителей детей-инвалидов: Говорите, что вам надо. Мы сделаем все, что нужно. Сейчас в Кольчугино открывается класс для детей, признанных необучаемыми. Вот и получается, что наши необучаемые дети помогают товарищам по несчастью.

– Значит, вы успешно работаете не только с детьми, но и с чиновниками!

– А как же иначе? Сегодня мы – областная организация, которая работает со всеми детьми-инвалидами и живет на благотворительские и спонсорские пожертвования. Этих денег немного, поэтому один из эффективных способов оказания материальной помощи – добиваться исполнения законов о льготах. С нами работают юристы. Мы защищаем права как отдельного ребенка, так и всех детей-инвалидов. Более того, мы защищаем права взрослых инвалидов. Например, во Владимире без митингов и шумных акций через суд мы добились реализации всех наших льгот.

– Школа жизни, иппотерапия, театр, правозащитная деятельность... В чем же все-таки главная цель вашей работы?

– Посмотрите на нашу эмблему. В ее центре – два играющих ребенка: один здоровый, другой – в коляске. Мы считаем, что они должны быть равны и по закону, и в жизни. Ведь наши дети не виноваты, что чем-то отличаются от большинства сверстников. Вот мы и пытаемся своими силами обеспечить им это равенство возможностей.

1999

<...>

Назад Оглавление Далее