aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Глава 18. Такова спортивная жизнь

Мы как все, но чуть сильнее.
Девиз спортивного фестиваля инвалидов на колясках Воробьевы горы

Давайте для затравки я просто перечислю виды спорта и активного отдыха, доступные для колясочников, развитием которых заняты соответствующие ассоциации. Итак:
армрестлинг, стрельба из пневматического оружия, стрельба из лука, стрельба из арбалета, баскетбол, боулинг, дартс, футбол (именно так), хоккей, регби для шейников, бадминтон, дорожные гонки, лыже-санный спорт, слалом на колясках, софтбол, плавание, настольный теннис, легкая атлетика, стендовая стрельба, тяжелая атлетика (жим лежа), горнолыжный спорт, фехтование, конькобежный спорт, а также аэробика, спортивная рыбная ловля, ручной велоспорт, авиаспорт, планеризм, гольф, верховая езда, гребля, спортивные танцы, парусный спорт, гребля на байдарках, туризм, скалолазание, подводное плавание. Пусть не покажется вам произвольным порядок перечисления — просто я свел воедино согласно латинскому алфавиту названия американских и немецких спортивных обществ для инвалидов-колясочников. Некоторыми из этих видов занимаются у нас единицы, другими — десятки, сотни человек. Для сравнения: в Ассоциации колясочников Германии состоит несколько тысяч спортсменов, а в США только горнолыжным спортом на моноски (кресло на лыже) занимается больше тысячи безногих. Там существуют десятки баскетбольных команд, объединенных в высшую, первую и вторую лиги, изобретены сидячие водные лыжи, спусковые механизмы для стрельбы из лука с помощью рта, специальные седла для лошадей и многое другое, о чем вы и не подозреваете. Со временем кое-что из этого появится и у нас — ведь три года назад в России не было ни одной гоночной коляски, а теперь их не меньше полусотни участвует в традиционном спортивном фестивале Воробьевы горы в Москве.
Спорт инвалидов мало отличается от спорта здоровых людей и преследует несколько совершенно разных целей: 1) спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья; 2) как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие, то есть то, что называется у нас уродливым советским словом физкультура; 3) как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права; 4) коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования.
В качестве наиболее важного для колясочников-новичков я бы выделил третий пункт. Один пример для иллюстрации. Саша Л., бывший сцепщик вагонов, с очень высокой ампутацией обеих ног. Много лет безвылазно сидел дома, пока товарищ чуть ли не силой затащил его на спортивный праздник Воробьевы горы. С тех пор Сашина жизнь круто изменилась: стал исчезать страх перед улицей, захотелось купить машину, о которой раньше и не помышлял, поездка на поезде на соревнования хоть в С.-Петербург, хоть в Екатеринбург перестала быть проблемой. Собрался было даже в Германию на первенство по лыже-саням, но вылет сорвался из-за отсутствия снега. Короче говоря, если бы не спорт, проторчал бы Саша в четырех стенах до скончания века.
Многие ребята благодаря спорту исколесили весь мир, побывав в Испании, Швейцарии, Италии, Японии, Штатах и даже в Австралии, разве что не в Антарктиде, а трое парней — Юра, Саша и Женя — исколесят земной шар в буквальном смысле. Они уже прошли 12 тысяч километров от Владивостока до С.-Петербурга.
Хотя история инвалидного спорта в России коротка, в этой книжке всего не опишешь (лучше подготовлю-ка я отдельную книгу на эту тему). Здесь же хочу дать характеристику некоторых видов спорта не столько ради воспоминаний, сколько для пользы дела, чтобы помочь организовать их там, где вы живете.
Автоспорт по доступности и пользе окажется на одном из первых мест. В СССР это движение началось, видимо, с того, что автолюбители Украины стали наведываться в соседнюю Чехословакию на кольцевые гонки. Летом 1988 года киевлянин Игорь Григорьев, будучи в Саках, чтобы ребята на автостоянке при санатории не томились от безделья и пьянок, устроил соревнование по слалому. Для этого всего-то понадобились десяток старых покрышек в качестве ограничителей да судейский столик. Вернувшись осенью в Москву, я подумал, не включить ли что-то подобное в программу первой городской спартакиады инвалидов. Дозвонился до автоклуба, и его руководители помогли провести соревнования по скоростному маневрированию, на которые съехались десятки мотоколясок, Запорожцев и тогда еще довольно редких Жигулей. Так было положено начало Московскому автоклубу инвалидов (МАКИ), который за эти годы вырос, получил международное признание и проводит регулярно международные авторалли Надежда.
Скоростное маневрирование (классика на спортивном жаргоне) состоит из комбинации упражнений, выполняемых в определенной последовательности (парковка, бокс, эстафета, пеньки, колея, ворота, змейка, круг). Результат определяется по сумме двух попыток (время плюс штрафные очки) или по лучшей попытке. Бензина на это много не уйдет, а удовольствие вы получите, и мастерство, безусловно, возрастет. Если в соревнование включить одну или две фигуры слалома (бабочку, крест, восьмерку, длинную змейку с переменным шагом и т.п.), то это уже будет спортивное многоборье. Вздумаете заняться автоспортом и организовать команду, напишите в клуб МАКИ, и мы вышлем правила и рекомендации.
Ралли — это вовсе не то, что нам показывают по телевизору, когда переворачиваются и бьются друг о друга машины. Конечно, это многочасовая изнурительная гонка, но с соблюдением всех правил движения. Суть любительского ралли состоит в правильном и своевременном прохождении неизвестной трассы по ориентирам в легенде, которая выдается перед стартом. Начнешь блуждать — выбьешься из графика, станешь больше нервничать — пойдет ошибка за ошибкой. Но тут все шишки валятся на штурмана. Водитель отдувается на дополнительных упражнениях (допах) типа слалома, скоростного участка или подъема на холм. В итоге все штрафные очки за опоздание или опережение на пунктах контроля по трассе и на допах суммируются и определяются занятые места. Длина трассы обычного ралли бывает 300—400 километров, иногда устраивают двухэтапное ралли — днем и ночью.
В странах, где с бензином стало совсем туго раньше, чем у нас, например в Польше, давно перешли на микроралли (не длиннее 25—30 километров), или, точнее, на соревнования по спортивному ориентированию с туристическим уклоном. Легенда для них сильно усложнена, а расстояния между ориентирами, как правило, не указаны. По сути дела, штурман решает своеобразный ребус, в котором зашифрован порядок прохождения трассы. Здесь техника вождения, и тем более мощность и габариты машины играют последнюю роль, а основное зависит от сообразительности и наблюдательности экипажа. Поляки привили интерес к таким соревнованиям соседям из Бреста. Москвичи, побывав в Польше, также провели у себя несколько микроралли, а я заразил ими севастопольцев и гостей сакского курорта. Для азартного соревнования достаточно 8—10 машин и запутанной трассы в 10—15 километров. Не нужно привлекать ни судей со стороны, ни ГАИ. Надо лишь собраться и поручить самому толковому и честному разработать в одиночку и закодировать маршрут. В соревнованиях могут на равных участвовать машины любого класса и все группы инвалидов, а также здоровые автолюбители. Для интереса можно скинуться на призовой фонд. МАКИ готов помочь в инструкции и вышлет варианты легенд с пояснениями.
Марафон на инвалидных колясках — испытание не для слабых. В августе 1989 года двое москвичей-инвалидов впервые были допущены для участия в Московском международном марафоне мира. Саша Силкин, не имевший тогда специальной гоночной коляски, преодолел 42 километра с лишним на испытанной комнатной ставровке, а Сергей Попов — на югославской рычажке. Всем показались недостижимыми результаты двух гостей-американцев Рафа Ибарры и Кэна Карнеса. Кто бы мог ожидать, что не пройдет и двух лет, и наши марафонцы тоже начнут выходить из двух часов. Первыми этого добились Сергей Окулов из Петербурга, Александр Сухан из Мукачева и Сергей Шилов из Пскова. Они гонялись в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, в Швейцарии и Японии.
В Москве, по примеру специальных гонок на колясках, проводится уже несколько лет подряд майский Международный спортивный фестиваль Воробьевы горы с горной полумарафонской дистанцией. Число участников растет год от года. Развитие легкой атлетики и дорожных гонок сдерживалось отсутствием специальных колясок, которые за границей стоят 1,5—3 тысячи долларов. Первые коляски в качестве подарков наши марафонцы привозили именно оттуда, а в последние годы появились вполне сносные отечественные образцы. Юрий Корсаков в С.-Петербурге снабдил своими колясками многих заядлых гонщиков не только России, но и ближнего зарубежья. Вес его колясок соответствует мировым показателям (6-7 кг).
Дорожные гонки требуют серьезной организации и хорошего асфальта, поэтому их проведение доступно только большим городам. Кроме Москвы, они проходят в Омске, Киеве и Минске.
К числу очень интересных занятий относится спортивное ориентирование, в котором вместе с ходячими принимают участие и колясочники, так как правилами допускаются помощники-толкачи. Летом 1992 года мы проводили в сакском парке колясочные соревнования, комбинирующие правила ориентирования и микроралли, когда вместо компостеров в карте участника регистрировалось прохождение каких-то особо приметных пунктов (памятников, вывесок, деревьев необычной формы и пр.).
Спортивное ориентирование развито в С.-Петербурге по инициативе шведских инструкторов. Там проводятся семинары по организации соревнований, подготовке карт и трасс. Адрес инвалидного клуба Ортспорт: 190068, Санкт-Петербург, канал Грибоедова, 109, тел. (082) 114-02-41.
Туризм на колясках — прекрасное средство развития физической выносливости, приспособляемости к внешним условиям и уверенности в своих силах. Это способ побыть наедине с самим собой или поближе узнать друзей.
Андрей Желудов давно лелеял мечту прогуляться по Русскому Северу. Экспериментируя, он менял одно изобретение за другим, пока не остановился на специальной коляске для бездорожья с обручным приводом. Летом 1991 года он в одиночку прошел руками за 40 дней около 800 километров архангельских и вологодских лесных дорог. Ночевал в спальном мешке на вольном воздухе. Пищу готовил на костре. Исходный вес, который ему пришлось толкать руками, равнялся 140 килограммам (70 кг собственных, 20 кг коляска и 50 кг амуниции и провианта). Две вещи уяснил Андрей в этом походе: во-первых, что силы человека безграничны, и даже когда кажется, что усталость отняла последние, можно заставить себя сделать еще очень многое; во-вторых, оказалось, что парализованный кишечник стал работать вполне нормально, чему способствовала, по-видимому, постоянная нагрузка на все мышцы живота.
Дартс (от англ. бросок) представляет собой метание коротких металлических дротиков на расстояние 2 м 37 см — в круглую настенную мишень, разделенную на сектора и кольца. Впервые такие доски-мишени появились на стенах английских пивных, но постепенно развлечение переросло в спортивную дисциплину, по которой проводятся национальные и международные чемпионаты. В 1990 году в СССР возникла федерация дартса. Тогда же Московская федерация инвалидного спорта провела несколько встреч по дартсу среди колясочников, а восемь человек из них участвовали в специальном зачете Кубка страны. Дартс постоянно включается в программу фестиваля Воробьевы горы.
Благодаря простоте сравнительно недорогого инвентаря и возможности индивидуальной тренировки в любом помещении дартс может стать отдушиной для самых малоподвижных групп инвалидов, у которых работает только одна рука или для которых выбраться из дома — целая проблема. Заочные соревнования по дартсу можно проводить даже среди лежачих (палата на палату) или по телефону, как это делают инвалиды-шахматисты. Правила игры очень просты и прилагаются к комплекту. Самая дешевая мишень делается из пенопласта, к ней надо приобрести хотя бы три дротика. В Москве это можно заказать по телефону (095) 939-82-47 и адресу: 121069, Большой Ржевский пер., 5, Центр нетрадиционного спорта при БВО Совинтер-спорт. На Урале комплекты дартса выпускались на предприятии УЭНПП в Екатеринбурге (620077, а/я 127, тел. 56-04-21). Времени у многих из вас хоть отбавляй, тренируйтесь на здоровье — и добьетесь выдающихся успехов.
Нигде, как в силовом единоборстве, не реализуются здоровое честолюбие и спортивные амбиции человека. Для инвалида желание проявить сохранившиеся физические возможности естественны в еще большей степени, чем для здорового. Поэтому силовой спорт для лиц с телесными повреждениями служит одним из средств самоутверждения, и борьба на руках (армрестлинг) в этом отношении стоит вне конкуренции. Здесь сила рук выражается в самом непосредственном наглядном виде, а для тренировок не требуется ничего, кроме тугого резинового жгута на привязи и резинового кольца в ладони. Для соревнований надо сварить из уголков металлический стол по высоте, удобной для борьбы с колясок, со штырями-захватами, резиновыми подлокотниками и мягкими фиксаторами.
Бытует неправильное представление, будто любой человек с поражением ног самой повседневностью, без всякой тренировки подготовлен к борьбе на руках. Эта ошибка чревата возможностью серьезного травматизма — растяжения сухожилий или даже перелома костей. Поэтому нужны постоянные усиленные тренировки, и уж ни в коем случае нельзя хвататься за руки наскоком, тем более по пьяному делу. Хотя для участия в турнирах для взрослых не должно быть возрастных ограничений, срок травмы или операции, конечно, необходимо учитывать и сдерживать порывы свежих спинальников. Лицам, перенесшим инсульт или черепно-мозговую травму, этот вид спорта вообще не подходит.
Классификация спортсменов по весовым категориям для опорников теряет всякий смысл (потеря веса при ампутациях и атрофии, исключение веса протезов и коляски), поэтому еще для первых крупных соревнований в 1989 году нами была предложена методика оценки телесных габаритов по измерению объема грудной клетки на уровне сосков при полном выдохе (чтобы не было соблазна сделать неполный вдох с целью попасть в низшую категорию). Сейчас этот метод стал общепринятым.
К особым правилам борьбы относятся следующие: 1. Используются коляски одинаковой высоты, включая высоту подушки. 2. Ноги не должны активно помогать во время схватки. 3. Корпус нельзя отрывать от сиденья. Остальные требования соответствуют международным правилам, которые несложно выяснить в местных спортивных организациях.
Зимние виды спорта для инвалидов-колясочников в нашей заснеженной стране до недавнего времени были в полном загоне. За рубежом они развиваются в течение десятков лет. К ним относятся гонки на лыже-санях, скоростной спуск и слалом на моноски, а также гонки и хоккей на санях с коньками. Снегоходы и собачьи упряжки используются для прогулок.
В декабре 1989 года группа наших инвалидов была приглашена на зимний спортивный праздник в Скалистые горы (штат Колорадо). Мы узнали, что, оказывается, и зимой можно не сидеть по домам, дожидаясь тепла, а использовать на всю катушку снежные просторы и склоны холмов. Вернувшись в Москву, мы по инициативе здоровых горнолыжников, не откладывая, провели первые в СССР соревнования по горным лыжам и лыжным гонкам. В этот январский день стоял двадцатиградусный мороз, из-за которого чуть было не отменили этап Кубка мира по лыжным гонкам, но нам, инвалидам, деваться было некуда — слишком многого стоила подготовка, да и перед гостями из Сибири не хотелось прослыть мерзляками. День 22 января 1990 года должен войти в историю российского инвалидного спорта, так как тогда трое москвичей впервые скатились на подаренных в Америке аппаратах с Крылатских холмов.
Моноски — это люлька, установленная на горной лыжине на высоте коляски. Лыжник прочно закрепляется ремнями и управляет наклонами тела и канадскими палочками с короткими лыжами на концах. Моноски изобрели австрийцы в 1983 году, и через два года этот аппарат перешагнул Атлантику. Должен сказать, что спуск на моноски — одно из самых сильных ощущений, которые я испытывал в своей новой жизни. К сожалению, этот спорт вряд ли станет у нас распространенным в обозримом будущем не только из-за дороговизны, но и по причине отсутствия приемлемых для колясочников горнолыжных курортов.
Гораздо проще обстоят дела с лыже-санным спортом, то есть с равнинными, или беговыми лыжами. Первые лыже-сани подарил мне выдающийся немецкий спортсмен Адольф Штубер, и зиму 1991 года я, можно сказать, не слезал с них, настолько понравилось это занятие. Представьте себе мягкий безветренный зимний день, легкий морозец или тихий снегопад. Если вы живете неподалеку от парка, леса или поля с укатанной дорогой, то прямо у крыльца можете сесть в алюминиевые нарты, скрепленные с парой обычных лыж, оттолкнуться укороченными (детскими) палками и ощутить радость движения.
Весной того же года мы уже пытались соперничать с немцами и норвежцами на международных соревнованиях на Камчатке, а потом создали Российский клуб сидячих лыжников, который за год вырос до 60 человек, охватил всю Россию от Пскова до Братска и не стал закрывать двери для белорусов, литовцев и украинцев. Клуб проводит тренировочные сборы, пропагандирует лыже-санный спорт по телевидению и в прессе, участвовал в четырех соревнованиях в Москве, С.-Петербурге и Екатеринбурге. Наши лидеры стали показывать результаты, за которые уже не стыдно, — 5 километров прошел за 18 минут Юрий Ильин из Чебоксар, участник зимних Параолимпийских игр в Норвегии в 1994 году.
Сделать сани несложно: найдите газету Русский инвалид № 2(8) за февраль 1993 года с моей статьей Не в свои сани не садись. В ней даны чертежи саней, инструкции по их сборке и первой тренировке. Если что неясно — пишите.

Назад Оглавление Далее