aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Работать или инвалид на рынке труда

Тут молодым и здоровым работы нет, и эти туда же! - приходилось вам такое слышать? Мне ~ десятки раз.
Удивительна эта наша способность ставить все с ног на голову. Здоровье здорового, доступность для него более широкого круга поиска, более полного выбора, возможность переобучаться и переквалифицироваться, наконец, просто пойти в грузчики или уборщицы и добыть свой кусок хлеба — это, согласитесь, его сила и преимущество. Конечно, помогать надо и здоровому. Помогать надо всем. Но в первую очередь, по закону милосердия, помогают все-таки слабым... Слабым физически, потому что вообще-то называть таких людей слабыми язык не поворачивается, настолько обострено и значительно их чувство собственного достоинства;
Сейчас по мере моих сил стараюсь никуда не обращаться, чтобы не переживать очередное унижение...

Из официальных сообщений

В стране каждый пятый инвалид — трудоспособного возраста до 45 лет. Однако даже врачи смотрят на инвалида как на балласт, полагая, что физическим недостаткам сопутствует и умственное отставание в развитии.
Отчасти ситуация сегодня меняется, хотя бы на уровне законотворчества. Среди актов по организации рабочих мест по условиям труда для инвалидов можно выделить ст. 17, 19, 30, 37, 39, 41, 42, 43 Конституции РФ;
Постановление Конституционного суда от 23.12.99 г. № 18-П 98 Об основах охраны труда в РФ, от 17.07.99 г. № 181-ФЗ (ст. 14); Постановление Правительства О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда от 14.03.97 г. № 12; Кодекс законов о труде; Федеральный закон О социальной защите инвалидов от 24.11.95 г.;
(ст. 20—26); Закон РФ О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании от 02.07.92 г. № 3185-1 (ст. 6, 7, 16, 46); Постановление Правительства на эту же тему от 23.04.93 г. № 377; постановления Министерства труда и социального развития; Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида от 14.12.96 г. № 14; Правила международных договоров, лекция о правах инвалидов от 09.12.75 г. (ООН); Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов от 20.06.83 г. № 159.
По мнению психологов, даже у здорового человека после 6-9 месяцев ненужности разрушаются интересы, ухудшаются здоровье и психика, возникают апатия и агрессивность. Каково же инвалиду - годами без работы!
Если же инвалид получает возможность трудиться, выигрывают все: растут самоуважение и независимость этого человека, а предприятия обретают работников, на которых можно положиться.

Какими путями государство решает проблему трудовой занятости инвалидов?
Отвечает доктор юридических наук, заведующий кафедрой трудового права и социального обеспечения Пермского государственного университета Л. Ю. Бугров:

В Декларации о правах инвалидов, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 года, оговаривается, что инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Разумеется, это принципиальное положение относится и к сфере труда, столь важной для любого человека. Однако во многих случаях инвалиды могут трудиться только при условии определенных облегчений, а выбор ими вида труда не должен противоречить требованиям, диктуемым состоянием здоровья.
Что касается трудового права России, то оно (ч. 1 ст. 157 КЗоТ РФ) в случаях, предусмотренных законодательством, обязывает администрацию принимать в порядке трудоустройства инвалидов и устанавливать им в соответствии с медицинскими рекомендациями льготные условия труда. Таким образом, все льготы для инвалидов, желающих быть рабочими или служащими, делятся на льготы при трудоустройстве и льготы в процессе труда. Мы поговорим пока только о льготах при устройстве на работу.
Каковы, льготы при трудоустройстве инвалидов? Государство разными путями помогает инвалидам найти свое место на рынке труда:
- предоставляет льготы специализированным организациям, применяющим труд инвалидов, а также организациям общественных объединений инвалидов;
- устанавливает квоту* организациям для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных мест для инвалидов;

* Квота (от лат. дио1,а - часть, приходящаяся на каждого) - здесь: минимальная численность лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентном отношении к среднесписочной численности работников. В Порядке квотирования рабочих мест для инвалидов и других граждан, утвержденном Указом губернатора Пермской области от 07.10.99 г., квота определяется как минимальное количество мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (без учета численности лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан устроить в данной организации.

- резервирует рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирует создание организациями дополнительных рабочих мест, в том числе и специальных, для трудоустройства инвалидов, заинтересовывает их в этом;
- гарантирует инвалидам создание условий труда в соответствии с рекомендациями индивидуальных программ реабилитации;
- организует обучение инвалидов новым профессиям. Квота для приема на работу устанавливается в соответствии с Федеральным законом О социальной защите инвалидов в РФ, механизм же ее введения и размер должны определяться Правительством Российской Федерации. Однако такого постановления Правительства России пока нет. Зато есть Указ Президента РФ от 25.03.93 г. О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, согласно которому организациям любой формы (в том числе акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, производственным кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям), численность работников (лиц, имеющих письменный или устный трудовой договор) в которых более 30 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%. От такого квотирования освобождаются лишь организации, уставный капитал которых определяется за счет общественных объединений инвалидов.
Порядок определения квоты утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Пермской области, например, действуют Указ губернатора от 07.10.99 г. № 127 О квотировании рабочих мест для инвалидов и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите и Рекомендации по реализации порядка квотирования рабочих мест для инвалидов и других граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в организациях Пермской области, утвержденные распоряжением управления труда администрации Пермской области и департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области от 26.05.2000 г. Согласно этим нормативным актам в Пермской области квоты устанавливаются организациям и их филиалам, действующим на территории города или района, решением главы местного самоуправления на основе состояния рынка труда, результатов паспортизации организаций и филиалов, с учетом мнения их руководителей и на основе предложений специально создаваемой для этого рабочей группы. Размер квот устанавливается в зависимости от среднесписочной численности работников и составляет (в Пермской области) для организаций численностью от 31 до 100 человек - 4%, свыше 100 человек - 5%. Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно либо по направлениям территориальных органов занятости с учетом предложений органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов и др.
Для использования квоты человеку с ограниченными физическими возможностями надежнее сначала обратиться в центр занятости по месту проживания для регистрации в качестве лица, ищущего работу.
Вы уже знаете, что центры занятости, регистрируя инвалидов, кроме тех документов, которые они требуют со всех граждан, испрашивают еще один, особый - индивидуальную программу реабилитации (ИПР) инвалида, разработанную в том учреждении, где проводилась медико-социальная экспертиза. Вынужден обратить внимание читателей на то, что действующие в России нормативные правовые акты о документообороте в центрах занятости и в органах, осуществляющих медико-социальную экспертизу, недостаточно четки и, как мне кажется, излишне бюрократичны. Убежден, что здесь должны сказать свое веское слово общественные организации инвалидов, которым надо потребовать от Правительства России установления простой и абсолютно ясной процедуры регистрации инвалидов в органах занятости с целью поиска подходящей работы. Я допускаю, что определенные сложности могут быть при процедуре признания инвалида безработным, но сложностей для признания его лицом, ищущим работу, быть не должно.
К сожалению, действующая практика подобные сложности все-таки допускает. Так, в Комментарии к Закону О занятости населения в Российской Федерации, написанном В. И. Власовым (Москва, 1997) и ставшем, по сути, настольной книгой для работников органов занятости, на с. 18 можно прочитать: Если гражданин временно нетрудоспособен, находится на медицинском исследовании в стационарном медицинском учреждении, в протезно-ортопе-дическом предприятии... регистрировать его в этот период в качестве ищущего работу не следует. Таков же вывод автора относительно лиц, осуществляющих уход за инвалидом. На с. 19 читаем: Граждане, имеющие ограничения в трудоспособности, при необходимости дополнительно предъявляют: получающие пенсию по инвалидности - рекомендации... ВТЭК... или медико-социальной экспертной комиссии.., имеющие ограничения по состоянию здоровья -соответствующие документы, выданные учреждениями здравоохранения. Думается, что все эти утверждения никак не основаны на федеральных законах России. Они дискриминируют лиц с ограниченными возможностями, ущемляют их право на труд.
Получив направление в счет квоты либо минуя эту стадию, инвалид обращается к соответствующему работодателю с предложением заключить трудовой договор (контракт). Лучше всего эту просьбу оформить так: сделать два экземпляра заявления и настоять, чтобы на одном из них была отметка о дне, времени и лице, получившем заявление. Отказ от заключения договора может стать предметом судебного разбирательства. Для этого инвалиду достаточно обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении работодателя к заключению трудового договора (контракта) со дня обращения к нему с соответствующей просьбой. Вариант заявления, оставшийся у вас, и послужит письменным доказательством.
Инвалид может обратиться к работодателю и минуя органы занятости, но прибегнув, например, к помощи территориальных органов социальной защиты и общественных организаций инвалидов. Однако советую учитывать, что у этих структур возможности помочь в трудоустройстве гораздо меньше.
Среди льгот при трудоустройстве инвалидов есть и другие. Так, на основании ст. 23 Закона О занятости населения в Российской Федерации безработные инвалиды имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Существует постановление Минтруда РФ от 08.09.93 г. О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Если вас отказались принять на работу по мотивам инвалидности (в случаях отсутствия запрета данного вида труда со стороны медицинских органов), на основании ст. 16 КЗоТ РФ это будет признано дискриминационным ограничением трудовых прав человека со всеми вытекающими отсюда последствиями. В российском трудовом праве, а также в смежных с ним других отраслях права России есть и некоторые иные правила, защищающие лиц с ограниченными возможностями при трудоустройстве.
Что такое специальные места для трудоустройства инвалидов?
Специальными называются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда (адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного освещения, обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов).
Специальные рабочие места создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения РФ.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются также за счет федерального бюджета.
Если же инвалид получил профессиональное заболевание в связи с исполнением трудовых обязанностей, специальное рабочее место создается за счет того работодателя, который обязан возмещать вред, причиненный работнику.
Предусматривает ли законодательство меры. социальной защиты инвалидов при увольнении?
Подобные меры предусмотрены, когда речь идет о сокращении штата и численности или ликвидации предприятия.
Прежде всего, если ликвидируются рабочие места, созданные в рамках квот. Они создавались по согласованию с местными органами власти и органами государственной службы занятости - значит, и увольнение работников, занимающих квотированные места, возможно лишь с согласия этих служб. Если численность инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, не будет превышать квоты, рассчитанной к новой численности работников предприятия, они имеют преимущественное право остаться на работе.
Для принятых на работу на общих основаниях инвалидов войны, инвалидов вследствие трудового увечья или профзаболевания, для людей, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской аварии и других подобных катастроф, также установлены преимущества при увольнении в связи" с сокращением численности и штатов.
Преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью и квалификацией, и только при равных трудовых качествах предпочтение отдается перечисленным выше категориям инвалидов.
Работник, ставший инвалидом, может быть уволен по инициативе администрации в случае несоответствия занимаемой должности по состоянию здоровья. Однако администрация обязана предпринять меры для перевода инвалида на другую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями. Если такой работы на предприятии нет или инвалид отказался от предложенного места, администрация может получить согласие профсоюзного органа и уволить инвалида. Инвалид может не быть членом профсоюза, на предприятии может не быть профсоюзного органа - в таком случае увольнение происходит без всякого согласования.
Работник, ставший инвалидом, может прекратить трудовые отношения и по собственному желанию.

В заглавие этого раздела вынесено название проекта, осуществленного в 2000 году Пермской областной общественной организацией инвалидов. В рамках этого проекта, победившего на конкурсе К независимой жизни и получившего поддержку и финансирование от института Открытое общество и Фонда Сороса, прошло 24 семинара, на которых давались самые различные знания, необходимые инвалиду, желающему трудиться; изучалась ситуация на рынке труда инвалидов. Проблема трудоустройства инвалидов рассматривалась на Координационном совете по делам инвалидов при губернаторе области.
Итогом, а скорее продолжением проекта стало создание при областном правлении Центра профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Здесь подробно беседуют с каждым, кто нуждается в устройстве на работу, выясняют его притязания и возможности, ищут подходящие варианты, следят за последующей судьбой человека.
Проект Инвалид на рынке труда показал, что общественная организация может сделать немало в решении даже такой сложной проблемы. Она способна вооружить инвалида знаниями о своих правах и громко заявить об этих правах властям и людям.
Мы публикуем отрывки из выступлений тех, кто вел семинары Инвалид на рынке труда, их ответы на некоторые вопросы, интересующие многих.

Что мешает инвалиду работать?

Руководитель проекта Инвалид на рынке труда, председатель ПООО ВОЙ В.И. Шишкина:
Трудоустройство - очень важный вопрос, который волнует каждого, кто не утратил способности работать. Большинство инвалидов говорит о том, что они хотят работать. Но вот какой парадокс. В 1998 году в Перми из шести с лишним тысяч вновь ставших инвалидами в службу занятости обратились всего 577 человек, то есть меньше одного процента от общего числа инвалидов. Как же так? Мы заявляем, что хотим работать, и есть государственная служба, которая должна нам в этом помогать, но мы туда не обращаемся. В чем дело? Пассивность инвалидов связана с незнанием, как действовать и поступать в том или ином случае. Получив инвалидность, вне зависимости, есть ли у нас специальность, есть богатый опыт предыдущей работы или его нет совсем, мы оказываемся в положении юноши, обдумывающего житье, и теряемся, не зная, кто нам может помочь.
Задачей нашего проекта было как раз то, чтобы дать такие знания.
Итак, что же мешает инвалиду трудиться?
Состояние здоровья. Отношение общества здоровых. Комплексы. Недоступность среды жизнедеятельности и общественного транспорта. Отсутствие специальности, по которой инвалид в силах работать, отсутствие опыта работы. А также несовершенство законодательства. Изданы Законы О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и О занятости, но ни в том ни в другом четко не прописано:
а как же работать с инвалидами. И возникают всякие подзаконные акты, которые трактуют закон по-разному. Механизма ответственности за невыполнение законов нет.

Назад Оглавление Далее