aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Права, оплаченные страданием. Страница 16

Досудебный путь. При возникновении ситуации, подобной той, что описана в письме Валентины Николаевны Орловой, необходимо принести в управление здравоохранения муниципального образования письменное заявление на имя начальника управления с просьбой обеспечить вас нужным лекарством или возместить его фактическую стоимость. При этом в заявлении необходимо указать название препарата, адрес аптеки, где оно отсутствует, хотя и должно быть, и ваш домашний адрес с почтовым индексом и телефоном. Желательно приложить ксерокопию рецепта на данное лекарство. Не забудьте также сделать копию заявления (для себя), на которой секретарь должна поставить отметку о его принятии. Как показала практика, это наиболее быстрый и реальный путь получения выписанного вам лекарства.
Между тем в случаях волокиты либо нежелания представителей власти выполнять свои обязанности по защите граждан - проще говоря, разговаривать с вами - следует готовитьсяк судебному этапу.
Исходя из общего правила, согласно которому в суде любое слово нужно доказывать письменным документом, заготовьте копии льготных рецептов, письменный отказ из аптеки в выдаче вам бесплатного лекарства, ответ из управления здравоохранения и вообще все документы, касающиеся данного дела. Если льготное лекарство вам необходимо принимать по медицинским показаниям, купите его за полную стоимость, но обязательно сохраните кассовый и товарный чеки. Эти материалы необходимо будет приложить к исковому заявлению (жалобе) в суд, которое вам помогут составить адвокат или специалисты правозащитных организаций.
Ниже мы приводим обзор и выдержки из общероссийского законодательства, где содержатся положения, касающиеся многих вопросов, возникающих при реализации прав граждан на льготное лекарственное обеспечение.
1. Федеральный Закон от 22.06.98 г. № 86-ФЗ О лекарственных средствах (с изменениями на 02.01.2000 г. № 5-ФЗ) утверждает полномочия Правительства РФ в сфере обращения лекарственных средств (ст. 6), в частности по установлению порядка социальной защиты граждан РФ, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан РФ лекарственными средствами. Это значит, что именно Правительству РФ поручено разрабатывать конкретные механизмы защиты граждан в данной сфере.
2. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при лечении которых лекарства отпускаются бесплатно или со скидкой 50%, содержится в Постановлении Правительства РФ от 30.07.94 г. № 890 О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (с изменениями на 05.04.99 г.).
Согласно п. 4 указанного Постановления органам исполнительной власти субъектов РФ вменяется в обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, При отсутствии лекарственных средств, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Поскольку каждая область является субъектом РФ, а администрация области - органом исполнительной власти, то ответственность за своевременное обеспечение оплаты льготных рецептов, согласно данному Постановлению Правительства РФ, лежит на администрации области.
3. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.10.99 г. № 1194 О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью льготное лекарственное обеспечение осуществляется гражданам РФ за счет средств бюджетов всех уровней (иными словами, не из средств обязательного медицинского страхования).
4. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 26.01.2000 г. № 30 Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств руководителям органов управления здравоохранения субъектов РФ вменяется в обязанность:
4.1. Разработать и утвердить нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий населения, включающие ассортимент лекарственных средств не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
4.2. Установить контроль за наличием в медицинских и аптечных организациях, независимо от организационно-правовой формы, лекарственных средств, вошедших в территориальные нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение льготных категорий населения в рамках выполнения Программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Из этого Приказа следуют два очень важных вывода:
1) местный ассортимент лекарственных средств должен быть не менее федерального, предусмотренного Приказом МЗ РФ № 30;
2) управление здравоохранения области обязано контролировать наличие льготных лекарственных препаратов в аптеках и больницах региона. Следовательно, отсутствие или ненадлежащее осуществление такого контроля будет являться нарушением приказа федерального министерства.
5. Анализ нормативного материала позволяет ответить на часто задаваемый при консультациях вопрос: может ли врач выписать льготный рецепт на лекарство, не вошедшее в минимальный ассортимент?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.99 г. № 393 О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами, льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:
на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания (далее именуется поликлиническое учреждение);
на лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клинико-экспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).
В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.
Следовательно, по льготному рецепту могут быть выписаны также средства, не вошедшие в минимальный ассортимент, - на основании решения КЭК либо, в экстренных случаях, по усмотрению лечащего врача.
6. Постановлением губернатора Пермской области от 26.06.98 г. № 242 руководителям органов местного самоуправления рекомендовано определить в местных бюджетах средства на бесплатный и льготный отпуск лекарств. Следовательно, непосредственное финансирование льготных лекарств должно быть определено органами местного самоуправления. Подобные документы приняты во всех областях округа.
7. В Пермской области 20.06.2000 г. издан Указ губернатора № 169 О порядке льготного обеспечения ветеранов лекарственными средствами, согласно которому:
- лечащий врач единолично выписывает рецепты для льготного обеспечения лекарственными средствами, за исключением:
дорогостоящих лекарственных средств, стоимость которых превышает четыре минимальных размера оплаты труда;
психотропных веществ, сильнодействующих веществ, ядовитых веществ, анаболических гормонов;
одномоментного назначения пяти и более или свыше десяти лекарственных средств в течение одного месяца;
случаев нетипичного течения болезни, наличия осложнений основного заболевания, назначения опасных комбинаций лекарственных средств, рецепты на которые выписываются лечащим врачом по решению клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения (п. 3.1);
специальных лекарственных препаратов: наркотических средств, иммуномодуляторов, противоопухолевых, противотуберкулезных, противодиабетических и других лекарственных средств, влияющих на деятельность эндокринной системы, рецепты на которые выписываются лечащим врачом на основании рекомендации врача-специалиста, а в случае его отсутствия - по решению клинико-экспертной комиссии (п. 3.2);
- не допускается выписывание рецептов для льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения врачами стационаров, а также врачами поликлиник в период нахождения граждан на стационарном лечении (п. 4);
- отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется из аптечных учреждений, имеющих договор с органом управления здравоохранения муниципального образования о возмещении расходов на льготное лекарственное обеспечение граждан (п. 7);
- аптечные учреждения обязаны обеспечить наличие лекарственных средств и изделий медицинского назначения, включенных в обязательный ассортиментный минимум лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Министерством здравоохранения РФ (п. 8);
- в случае отсутствия лекарственного препарата в аптеке работник аптечного учреждения может самостоятельно осуществлять в установленном порядке замену выписанного врачом лекарственного препарата, если разница в стоимости выписанного и имеющегося препарата составляет менее 30%. Замена лекарственного средства, стоимость которого более чем на 30% превышает стоимость выписанного лекарственного средства, может быть осуществлена только по согласованию с врачом, выписавшим рецепт, или клинико-экспертной комиссией (п. 9);
- возмещение аптечным учреждениям стоимости лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпущенных по льготным рецептам, осуществляется из средств областного бюджета в установленном порядке. Для возмещения расходов аптечное учреждение направляет плательщику счет с приложением реестра по каждому лечебно-профилактическому учреждению с указанием категорий граждан, количества рецептов по каждой категории и суммы возмещения (п. 11);
- бюджетные средства, предназначенные для финансирования льготного лекарственного обеспечения, не могут быть использованы на другие цели. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета, переданных органам местного самоуправления на льготное лекарственное обеспечение граждан, осуществляет главное управление финансов и налоговой политики администрации области в установленном порядке (п. 14);
- контроль за рациональным назначением и обеспечением граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях осуществляют управление здравоохранения и управление по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации области в порядке, определенном Министерством здравоохранения РФ (п. 15).
Подобные документы также приняты в регионах Приволжского федерального округа.

Пишите прокурору - и, может быть, вам повезет

- Одевайтесь, — сказала участковый врач и, присев у стола, стала заполнять бланки рецептов. — Будете принимать три раза в день... А это — для инъекций. Правда, стоит дороговато. Но здоровье дороже, не правда ли?
— У меня же есть право на бесплатные лекарства! — опешил посетитель. — Вы же знаете! Да и где я деньги возьму?
— Дорогой мой, даже если я выпишу вам льготный рецепт, аптека все равно его не примет. Денег из бюджета им так и не дали. Это безобразие, конечно! Но ничем помочь не могу.
Не правда ли, знакомый диалог! Что же получается? Есть закон, по которому отдельным категориям инвалидов положены бесплатные или по льготным ценам лекарства, — но, как и везде у нас, он существует только как декларация. Ежели денег в городской казне не имеется, то на нет и суда нет.
Но, оказывается, не всегда эта горькая поговорка соответствует реалиям жизни. Случается — суд есть! Вдохновляющее подтверждение этому пришло к нам издалека — из Архангельской области.
Прокурору Архангельской области, г. Архангельск, ул. Садовая, 11.

Архангельское областное правление ВОЙ просит провести проверку исполнения мэрией г. Архангельска, городов и районов области Указа Президента РФ от 02.10.92 г. № 1157 О дополнительных мерах государственной поддержки развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в части льготного обеспечения инвалидов лекарствами. Из городов и районов области поступают письменные и устные заявления о том, что имеют место случаи, когда врачи не выписывают рецепты на бесплатный (льготный) отпуск на эти цели, а аптеки не всегда выдают лекарства по льготным рецептам. По нашему мнению, какими бы ни были причины невыполнения указанных выше нормативных актов, это не дает права администрации городов и районов области нарушать законные права и интересы инвалидов. О вашем решении просим сообщить в наш адрес.
Председатель правления В. К. Печенин

Письмо было отправлено в прокуратуру. Через две недели пришел ответ:

Сообщаю, что ваше письмо о нарушении законодательства в части льготного обеспечения инвалидов лекарствами прокуратурой области рассмотрено. Прокурорам городов и районов направлено указание о проведении на местах соответствующих проверок ваших доводов и принятии мер прокурорского реагирования по устранению выявленных нарушений законности.
И. о. начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов В. Т. Белов
— Отписка! — отмахнется искушенный по части переписки с должностными лицами читатель. — Правда, молодцы: с ответом не затянули.
Но что удивительно, меньше чем через месяц в областное правление ВОЙ приходит следующее сообщение от и. о. прокурора области, старшего советника юстиции Ю. М. Шперлинга:
Прокурорами районов и городов Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства о льготном обеспечении инвалидов лекарственными средствами. В ходе проверки выявлены нарушения прав инвалидов на отпуск лекарств на льготных условиях в г. Архангельске, а также в Лешуконском, Шенкурском, Вольском, Плесецком районах Архангельской области. Главе администрации Плесецкого района и главврачу Плесецкой центральной районной больницы, заведующему центральной районной аптекой Вольского района, главе администрации Лешуконско-зо района направлены представления об устранении указанных нарушений.
Надо полагать, грозное прокурорское представление вышеназванные руководители без внимания не оставили. А значит, пусть на какое-то время (мы же реалисты!), но Указ Президента в части льготного обеспечения лекарствами инвалидов будет выполняться.
Мы не случайно опубликовали полностью переписку Архангельского правления ВОЙ с областной прокуратурой.
Вы не знали, что делать, когда в аптеке вам с раздражением вернули бесплатный рецепт и предложили расплатиться, как говорят, наличными? Действуйте, как члены общества инвалидов Архангельской области, — пишите прокурору своему, областному.
Ольга Горина, газета Русский инвалид

Как гарантируется законом право инвалида на санаторно-курортное лечение?

Слово - Закону:

Статья 29. Санаторно-курортное лечение инвалида.
Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды 1 группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.
Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.
Работающие инвалиды обеспечиваются путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.
Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (В ред. Федерального закона от 24.07.98 г. № 125-ФЗ.)

Как обеспечиваются путевками в санаторий инвалиды, которые работают?

В соответствии с действующим законодательством путевками через органы социальной защиты населения обеспечиваются только неработающие пенсионеры и инвалиды. Работающие должны обеспечиваться путевками по месту работы за счет средств социального страхования, поэтому о предоставлении путевки следует ходатайствовать по месту работы.

Как получить путевку в санаторий. на курорт?

Для получения санаторно-курортной путевки неработающий инвалид должен обратиться в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту жительства с личным заявлением и медицинской справкой о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
Путевкой он будет обеспечен согласно действующей очередности.

Как получить путевку в специализированный санаторий для спинальных больных?

В Российской Федерации существует два специализированных санатория для спинальных больных - Сергиевские Минводы в Самарской области и Лесная поляна в г. Пятигорске. Очередность на эти путевки формируется в областном комитете социальной защиты населения на основании заявления и справки лечебного учреждения. Путевки выдаются строго в порядке очередности.

Можно ли получить путевку в санаторий. чтобы, поехать туда вместе с ребенком?

В соответствии с действующим законодательством инвалиду I группы, нуждающемуся в санаторно-курортном лечении, предоставляется бесплатная путевка для сопровождающего. Однако сопровождающим может быть только совершеннолетнее лицо. По согласованию с администрацией санатория и при наличии мест за дополнительную плату могут принять на лечение и ребенка. С ребенком можно поехать также в санатории по путевкам Мать и дитя.

Назад Оглавление Далее