Библиотека
6. Формирование позитивного общественного
Мнения по отношению к инвалидам
6.1. Взаимодействие со СМИ
Использование СМИ необходимо для формирования позитивного общественного мнения относительно инвалидов. Здесь представлена информация, как лучше обеспечить освещение тем, связанных с проблемами инвалидности и инвалидов. В своей публикации мы опирались на материалы из книги "Как работать со СМИ", выпущенной Международной организацией труда и Международной организацией реабилитации.
6.1.1. Рекомендации ООН для людей с инвалидностью.
- Люди с различными видами инвалидности должны выступать от своего лица.
Обоснование.
Разговор в первом лице ("я", "мы") практически всегда более интересен и часто приносит больше удовольствия или эмоций, чем его передача в третьем лице.
- Определите ролевые модели. В качестве ролевых моделей в СМИ должны выступать сами инвалиды.
Обоснование.
В различных сферах деятельности показывать инвалидам, их семьям и обществу, что инвалиды могут многого добиваться, а не только наблюдать за происходящим.
Таким образом, любой человек имеет больше шансов увидеть, что инвалиды различаются по умственным способностям, личностным качествам и интересам в той же степени, что и не-инвалиды.
- Рассказывайте детям об инвалидах. Детям нужно видеть положительные, естественные примеры жизни инвалидов.
Обоснование.
Дети не должны бояться задавать вопросы об инвалидах, они должны понимать, что это естественно - быть любопытным. Большинство инвалидов сами хотят ответить на вопросы и ценят честность.
- Когда возможно, используйте юмор для передачи какого-то сообщения, особенно о представлениях, которые существуют в обществе о жизни инвалидов.
Обоснование.
Юмор позволяет передать сообщение, которое, если о нем рассказывать долго и серьезно, будет поучительным и неинтересным. Такое сообщение часто помнится намного дольше.
5. Предоставляйте практическую информацию. Давайте информацию, которая будет полезна в повседневной жизни.
Обоснование.
Усилия СМИ обычно более действенны, если содержат в себе информацию, которая практически поможет не-инвалиду (или инвалиду) при следующей встрече с женщиной, мужчиной или ребенком с инвалидностью.
- Улучшите окружающую обстановку. Чем меньше препятствий для инвалидов - тем лучше всем!
Обоснование.
Свободный доступ для инвалидов на самом деле помогает и остальным людям.
- Представляйте инвалидов с точки зрения их возможностей и пользы, которую они могут принести обществу. Откажитесь от стереотипного мышления, что инвалиды являются иждивенцами и не способны приносить пользу обществу.
Обоснование.
Чем больше видно, что инвалид чего-то достигает, тем меньше значения придается его инвалидности или отличиям от других.
- Инвалидов необходимо представлять как активных членов общества, а не как пассивных и несамостоятельных наблюдателей.
Обоснование.
Задача заключается в том, чтобы показать, что при равных возможностях в получении образования, профессиональной подготовки и при наличии технических средств и специальных услуг инвалиды могут многое дать своим семьям и обществу.
"Запертые в клетку инвалидностью сына"
Этот заголовок появился в сентябрьском, 1992 г., выпуске Журнала для Родителей, публикуемого в Кении. Статья под этим заголовком рассказывает об отсутствии служб для ухода за детьми, которые могли бы позволить матери выйти на работу, о дефиците профессиональной помощи и заканчивается призывом к иммунизации. Статья дает выражение очень отрицательному стереотипу и дает ощущение того, что жизнь родителей детей-инвалидов просто безнадежны.
Использование примеров отрицательных и положительных высказываний и статей в прессе.
Инструмент для подготовки журналистов и других представителей СМИ
Далее приводится пример двух различных способов, какими может быть представлена в СМИ новостная история о проекте, обеспечивающем занятость людям с инвалидностью.
Первая заметка усугубляет негативные стереотипы людей с инвалидностью и имеет сильный общий тон благотворительности и снисходительности.
Во второй заметке, которая дает информацию в более позитивном свете, к людям с инвалидностью относятся как к равным членам общества, которые стараются заработать средства к существованию.
Вы можете использовать эти примеры во время семинаров по работе со СМИ и на брифингах для журналистов или репортеров.
Факты:
Группа взрослых с различными формами инвалидности открыла мастерскую по производству и продаже ювелирных украшений. Всем работникам требуется доход от продаж для обеспечения себя и своих семей, но в настоящий момент дело идет не очень успешно. Мастерская должна завоевать репутацию производителя качественной продукции, увеличить уровень продаж и затем расшириться для поддержки своих работников и для обучения других.
Отрицательный пример освещения в прессе
Увечные и глухонемые делают ювелирные изделия несмотря на свои недостатки Около 30-ти увечных, глухих, немых и ослепших бедняков открыли ювелирную мастерскую в восточной части Площади Харамби. Они не могут ходить или нормально сидеть, во всяком случае, большинство из них, а многие раньше были нищими. И теперь, со всеми своими проблемами и несчастьями, они попытаются проигнорировать свои уродливые судьбы и создать что-то красивое. С потрясающим терпением и с бодрым настроем целыми днями сидят, делая цепочки, браслеты и кольца привлекательными для проходящих мимо. Чтобы дать работникам почувствовать, что они чего-то стоят, может быть некоторые милосердные люди купят эти безделушки. |
Что неверно: Слова "увечные" и "глухонемые" являются устаревшими, унижающими понятиями; сочетание "несмотря на свои недостатки" имеет снисходительный и эмоциональный оттенок. Этот параграф описывает мастерскую жалостливыми словами, помещая все ударение на физическое состояния, а не на способности работников и их планы. Необходимые навыки для производства ювелирных изделий не включают в себя хождение или нормальную посадку. Это предложение не содержит никаких фактов; оно просто раскрывает предвзятое предположение автора, что жизнь с инвалидностью - это постоянное несчастье и трагедия. Статья описывает инвалидов как полностью отличных от других людей - изолируя их от всего человечества. Люди с инвалидностью не более терпеливы и бодры (или нетерпеливы и раздражительны), чем кто-либо другой. У них есть тот же спектр навыков, способностей и эмоций, что и у людей без инвалидности - просто меньше шансов доказать это. |
Положительный пример освещения в прессе
Новый ювелирный магазин, открытый работниками-инвалидами Около 30-ти людей с различными формами инвалидности - параплегией, потерей зрения, глухотой, с ампутированными конечностями - открыли ювелирную мастерскую в восточной части Площади Харамби. После шестимесячного обучения необходимым навыкам они производят в день до 30-50 оригинальных цепочек, браслетов и колец, выполненных в современном и традиционном стилях. Г-н Шариф Мусака, управляющий мастерской, пользующийся коляской, сказал: "Некоторые из нас раньше были нищими, но теперь мы научились обеспечивать себя и помогать своим семьям. Наши ювелирные украшения имеют приятный дизайн, красиво сделаны и могут конкурировать с другими продуктами на рынке." Г-н Мусака также сказал, что любой покупатель, который принесет копию этой статьи, получить скидку при покупке первой вещи. |
Что правильно: Заголовок подчеркивает появление нового проекта, начатого людьми; вторичное ударение - на инвалидность. В статье представлены факты, о которых большинству читателей интересно узнать, но нет драматизируются инвалидизирующие состояния. Показывает работников как ответственных взрослых людей, которые уделили внимание приобретению навыков. Описывает мастерскую как деловое предприятие, а не с точки зрения благотворительной деятельности. Интервью и высказывания управляющего с инвалидностью, как и любого другого управляющего делового предприятия, будут в новостях. Это дает возможность управляющему высказать свою точку зрения, а не представить мнение журналиста. Заверяет читателя, что изделия профессионально исполнены, и мотивирует читателя стать покупателем. |
Отрицательный пример истории в газете или в бюллетене - это типичная ситуация во всем мире, когда отсутствует связь между инвалидным сообществом и журналистами. Журналист предполагает, что история с инвалидностью должна быть подслащена, вызывать жалость и взывать к благотворительности.
Позитивный пример - это то, что может явиться результатом постоянной связи инвалидного сообщества с журналистами и СМИ, когда передается информация о целях и задачах этого сообщества и объясняются различия между положительным и отрицательным изображением.
Использование семинаров для СМИ
Одним из наиболее эффективных путей просвещения и образования людей, работающих в СМИ, будет проведение семинаров для СМИ по теме инвалидности. Такая деятельность успешно проводится в десятках стран по всему миру. Одним из основных доводов за этот подход является то, что такой семинар даст возможность, часто впервые, установить межличностный контакт между работниками СМИ и активными людьми, которые имеют различные формы инвалидности. Это уже само по себе представляет один из наилучших и наиболее прямых способов воздействия на отношение людей.
Некоторые советы по проведению семинара для СМИ:
- Лучше всего использовать полный день для такого семинара, чтобы позволить выступить всем желающим и обеспечить активное участие инвалидов.
Люди с различными формами инвалидности должны быть основными выступающими вместе с одним-двумя "сторонниками" из журналистского сообщества.
- Сотрудники СМИ очень любят обсуждать СМИ. При любой возможности постарайтесь просмотреть несколько национальных или международных программ, слушайте новости на радио, обратите внимание на плакаты.
- Анализ СМИ должен касаться качества продукции (не является синонимом высокой стоимости), а также использования Руководства ООН или Адаптированного руководства для СМИ, которое содержится в этой книге.
- Распространите справочный материал - Руководство для СМИ, либо разработанное ООН, либо адаптированное, образцы положительного и негативного освещения в прессе, фотографии, а также контактную информацию об экспертах и организациях.
- Если возможно, перейдите к простой работе в группах. Задания должны быть творческими, а не дополнительная работа над руководством. Примеры могут включать в себя упражнение, когда каждая группа пытается "продать" какое-нибудь интересное сообщение об интеграции инвалидов в общество - одно может быть в виде плаката, другое - короткая радиопостановка, третье - одноминутный ролик социальной рекламы для телевидения. Или же каждая группа может разработать юмористическое сообщение людях с инвалидностью, которые оказывают услуги - взрослому населению, детям, работодателям. Используйте современные или традиционные средства.
- Проследите, чтобы выступающие, участники и задания для групп были чувствительны к половой принадлежности участников, соответствовали культурному уровню, были практическими и интересными.
Иногда семинар по представлению важности работы по изменению отношений к инвалидности является эффективным способом начать национальную кампанию по изменению общественного мнения. Семинар направлен на большую аудиторию, чем рабочая встреча, и имеет более широкие задачи просвещения общественности и объединения групп, что может привести к изменениям.
Основные группы или сектора общества, которые могут, при совместных усилиях, создать атмосферу принятия людей с инвалидностью, представлены женщинами и мужчинами из:
- правительственных органов
- организаций инвалидов или для инвалидов
- СМИ
- коммерческих предприятий
Каждая из этих групп существенно влияет на восприятие людей с инвалидностью и на их принятие обществом.
Образец программы семинара по вопросам инвалидности и СМИ (один или два дня)
1. Представление темы человеком с инвалидностью, который также имеет знания по каким-то направлениям СМИ (телевидению, радио, театру, сам является писателем и т.д.)
а. пример положительного отражения вопросов инвалидности или жизни с инвалидностью (фильм, постановка и т.д.)
б. Негативный пример
в. обсуждение этих примеров, проводимое представителями основных присутствующих групп
2. Обсуждение языка и терминологии, формируется "комитет" из представителей основных групп
а. примеры положительной терминологии
б. примеры унижающих, отрицательных слов (используйте примеры из законодательных документов, положений о найме на работу, газет, фильмов, карикатур, театральных постановок, телевизионных программ, радио)
3. Международные взгляды
а. Если возможно, задействуйте специалиста, который может рассказать о результатах кампаний по просвещению общественности, проводимых в других странах
б. Представьте Руководство ООН по улучшению общения с инвалидами и предложите, какие мероприятия по внедрению руководства могут быть применены в стране
Вторая половина дня или второй день
4. Разбейтесь на несколько групп по видам СМИ для разработки стратегий перемен:
а. Пресса и периодические издания
б. Телевидение
в. Радио
г. Небольшие или традиционные виды СМИ, например, театр, плакаты, книги
д. Реклама (если подходит)
В каждой группе должно быть два руководителя-специалиста по определенному вопросу - один с инвалидностью, другой без инвалидности.
Если позволят время, каждой группе раздаются положительные и отрицательные примеры информации в СМИ.
5. Закрытие: все группы собираются вместе для подведения итогов и разработки плана дальнейшей деятельности.
Использование реальных примеров стратегий по просвещению общественности
Как было упомянуто во введении, это Руководство является результатом однодневного семинара по СМИ и вопросам инвалидности, который проводился в Африке Международными организациями по труду и реабилитации. На этом семинаре были представлены 13 реальных примеров. Они представляют различные подходы, которые можно использовать в проекте либо в организации.
Работа со СМИ в Кении: трехлетний опыт
В ожидании проведения первого Всемирного Конгресса в Африке Международной организацией по реабилитации Организационный комитет решил использовать это мероприятие для привлечения внимания работников СМИ Кении к вопросам, связанным с инвалидностью, а также с целью улучшения их осведомленности и терминологии о людях с инвалидностью. Комитет разработал всестороннюю стратегию взаимодействия со СМИ в 1990 году, готовясь к Конгрессу, который проводился 7-11 ноября 1992 г. в Найроби, а также последующие мероприятия.
Эта трехлетняя стратегия является примером того, как крупное общественное мероприятие в Африке было использовано в качестве "магнита" для привлечения внимания СМИ и общественности к вопросам инвалидности.
Далее приводимый обзор пунктов стратегии по большей части составлен на основе информации от г-на Оскара Бото, Председателя пресс-комитета Конгресса.
Мероприятия при подготовке к Конгрессу
1990 г.:
Организация подкомитета по информации, разработка эмблемы Конгресса, плакатов и планов по выходу на ключевые фигуры в национальных газетах, на телевидении и радио Кении.
1991 г.:
Проведение консультаций со СМИ и экспертом по инвалидности Барбарой Колучки на тему организации действенного семинара для кенийских журналистов (прессы, телевидения и радио) по освещению вопросов инвалидности.
- Использование "Национальных дней" для пропаганды включения тем, касающихся инвалидности, в общественные мероприятия. К примеру, Super Disken Band, состоящая из музыкантов с различными формами инвалидности, выступали в "День Мадараки" перед 70.000 людьми и Президентом Кении.
- Более 200-т инвалидов участвовали в демонстрации на улицах Найроби, названной "Акция понимания", пройдя мимо таких знаменитых мест, как здание Парламента, Городская Палата, железнодорожная станция. Их сопровождала группа музыкантов, транспарант от Конгресса и люди, держащие плакаты в поддержку инвалидов.
- Был проведен двухдневный Семинар для СМИ, в котором участвовали 35 журналистов из как минимум 20-ти различных СМИ, включая и электронные и печатные средства массовой информации. Целью семинара было информирование кенийских журналистов о современной концепции инвалидности как вопроса социального развития, а также их просвещение насчет терминологии, описывающей людей с инвалидностью. В дополнение была представлена информация о существующем положении инвалидов в Африке. Были приглашены выступающие из различных инвалидных групп и реабилитационных организаций.
Считается, что семинар, открытый министром здравоохранения, прошел достаточно успешно, так как за ним последовал огромный поток информации в СМИ, охватывающий как и просто интервью с инвалидами, так и достаточно глубокие статьи, поднимающие вопросы образования, работы, отдыха и спорта.
- Комитет по прессе подготовил 17 сюжетов для ежедневной прессы и других периодических изданий, из которых были использованы 11.
1991-1992 гг.:
- Руководители подкомитета по связи с общественностью провели встречу с представителями двух кенийских телестанций, Кенийской телекорпорацией и Кенийской телевизионной сетью. Это привело к намного более качественному освещению информации об инвалидах в ежедневных программах, журнальных программах, новостях после пресс-конференций и ток-шоу. Телестанции даже стали показывать фильмы, где героями являлись инвалиды. Кенийская телекорпорация начала сериал, называемый "Мы можем", состоящий из 13-ти частей, в котором рассказывалось о жизни ребенка с врожденной инвалидностью, о том, как он вырос и стал помогать своей семье.
- Многочисленные программы об инвалидах, организациях инвалидов и об организаторах Конгресса были выпущены на радио на 12-ти кенийских языках.
1992 г.:
- Проект по постройке пандусов в Найроби был официально начат в 1992 году Городской Комиссией Найроби. На многочисленных улицах, проходящих через центр Найроби, были сделаны съезды с тротуаров для людей на колясках. Этот проект широко освещался в электронных и печатных средствах массовой информации.
- Менее успешной инициативой была подготовка приложений по вопросам инвалидности к газетам и периодическим изданиям. Только одна из ежедневных газет использовала материал, и одно приложение вышло к одному номеру "Еженедельного обзора".
Во время Конгресса:
В течение десяти дней Конгресса был предоставлен в распоряжение Пресс-центр в Кенийском Международном Конференц-центре. Сотрудники пресс-центра занимались:
- Связью с прессой
- Подготовкой информации для журналистов
- Предоставлением фотографий выступающих и участников Конгресса
- Выпуском ежедневного бюллетеня Конгресса (новости и сюжеты о выступающих и мероприятиях на Конгрессе)
- Предоставлением напечатанных выступлений журналистам
- Выпуском сувенирной продукции
Контакты с прессой пойдут на пользу вашей группе. В одной из наших последних групп было 15 активных членов. Из них трое занимались персональными контактами со СМИ (ТВ, радио, газеты и журналы). Для публикации в этих СМИ было составлено небольшое объявление (для ТВ и радио это может быть ролик). Такие объявления или социальные ролики размещаются в СМИ бесплатно. Благодаря этим объявлениям на последние собрания группы пришли два новых члена и репортер, который обещал написать статью для воскресного выпуска. Эта группа провела только три встречи, но ее деятельность была очень эффективной.
Вот еще несколько примеров печатной и рекламной продукции, которую рекомендуется использовать для более эффективного освещения проблем инвалидности.
Флаер (листовка) - это небольшая листовка, которая кратко и доступно информирует о вашей деятельности. Она должна быть привлекательной, легко читаемой. Ее лучше набирать крупными жирными буквами. Обычно флаер сообщает о каком-либо предстоящем мероприятии, поэтому не забудьте указать контактный телефон и имя человека, с которым можно связаться. Дизайн флаера поручите кому-нибудь, кто имеет художественные способности. Иллюстрируйте флаер, печатайте его на цветной бумаге. Перед тиражированием еще раз проверьте правильность информации.
Ниже приведен пример флаера:
У автобусов ????????????? есть подъемники?????????????????????????????????????
Транспорт - это проблема. Мы работаем, чтобы разрешить ее. Кто мы? Мы - группа инвалидов округа* * * * * * В чем проблема? Проблема в том, что доступного для инвалидов транспорта мало. Нам не на чем добраться до работы, школы, врача или просто магазина. Просто встретиться - уже большая проблема. Специальный транспорт или такси - дорого. Из-за того, что мы не имеем таких же возможностей, что и все, мы чувствуем себя не такими, как вы. Мы хотим пользоваться общественным транспортом, если он действительно будет доступным. В чем выход? Выход - в создании доступного транспорта. Что мы делаем? Мы изучаем, работают ли подъемники на всех автобусах, используются ли они, умеют ли водители обращаться с ними? Как вы можете помочь? Вы можете прийти к нам и обсудить эту проблему. Для того, чтобы сделать транспорт доступным, нам нужна поддержка всех. Звоните Синтии Роуз 661-8193 или Джоан Поттс 485-2770 |
Объявление.
Составив текст, вам нужно отправить его руководству издания или канала, а через несколько дней перезвонить им. Правило составления таких объявлений: они должны быть короткими. Радио-ролик, например, не должен длиться больше минуты (в крайнем случае, 150 секунд). Перед тем, как отправить ролик, воспользуйтесь магнитофоном, запишите его для себя и прослушайте, насколько убедительно он звучит, насколько достоверна информация.
Вот образец опубликованного в газете объявления:
газета* * * * * * 28 апреля 1983 г. С. 3 Группа по отстаиванию прав инвалидов соберется в Белом павильоне больницы Кэйп Код в субботу, 30 апреля. Начало в 10.00 Спонсор - Массачусетская коалиция инвалидов |
Информационный бюллетень - это неформальный способ информировать людей о своей деятельности - о ходе решения проблемы, о том, что происходит на собраниях, слушаниях, в жизни группы и отдельных ее членов. Можно начинать с одностраничного бюллетеня, использовать цветную бумагу (тогда ваш бюллетень будет отличаться от других). Бюллетень должен быть написан просто, разбит на секции и иметь броские и ясные заголовки. Издавать бюллетень нужно регулярно - еженедельно, ежемесячно или ежеквартально.
Разрабатывать бюллетень очень интересно, эта деятельность задействует много людей: кто-то будет писать его содержание, кто-то набивать, форматировать, тиражировать и рассылать. Бюллетень - хороший повод для общения, а также неплохой источник для развития чувства общности и товарищества. Бюллетени сначала можно рассылать по почте, затем раздавать на собраниях. Вот пример абзаца из информационного бюллетеня:
Мы сделали это!> Поздравляем нашего координатора Кэролин Браун и комитет по сооружению парковок с тем, что они завершили подготовку писем и материалов в городской Совет. Наша петиция была принята 20 июля, и теперь Городской совет должен утвердить проект, который вскоре станет законом. |
Назад | Оглавление | Далее |