Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

3. Социальный подход к инвалидности

3.1. Социальный и медицинский подходы к инвалидности

// Invisible Children. Report of Joint Conference on Children, Image and Disabilities held on March 1, 1995. P. 55-56.

Медицинская модель инвалидности

Медицинская модель рассматривает инвалида как проблему. Мы должны сами адаптироваться к миру, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда нас нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или изолировать дома и удовлетворять только самые насущные потребности. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать. Обычно все внимание концентрируется на самом нарушении, а не на реальных потребностях человека. Все усилия изменить нас лежат в медицинской плоскости, ассоциируются с медиками, которые говорят о лечении, нормализации и науке. Часто наша жизнь просто-напросто отдана им.

Другие люди, обычно профессионалы, которые сами не имеют инвалидности, оценивая нас, обращают внимание прежде всего на то, какое образование мы получили, в какую школу ходили, где мы живем, можем мы или не можем работать, какую работу мы можем делать. Они решают, рождаться ли нам на свет и можно ли нам позволить иметь потомство. Подобный контроль над нашей жизнью ощущается и в тех барьерах, которыми полна окружающая среда, сводящая до минимума наши возможности. С этими барьерами мы встречаемся повсюду - в школе, на работе, на отдыхе, даже дома, в своих собственных семьях, и именно эта практика и делает нас настоящими инвалидами.

Социальный подход

Нарушения и хронические болезни существуют и создают для нас реальные трудности. Движение за права инвалидов охватывает инвалидов и тех, кто их поддерживает и понимает, что они, несмотря на какие-то определенные нарушения, постоянно испытывают давление со стороны остального мира. Мы придерживаемся точки зрения, что положение инвалидов и дискриминация, которую мы испытываем, искусственно созданы обществом. Это не имеет отношения к нашим нарушениям. Как инвалида, тебя постоянно вынуждают чувствовать вину за то, что ты не такой, как все. Разница в какой-то части или частях тела или рассудка ограничивает возможности этих органов. Это нарушения. Но они не делают нас менее полноценными людьми. Однако большинство людей воспитаны с сознанием, что это именно так и есть. Страх, невежество, предрассудки и дискриминация - это то, что на самом деле ограничивает наши возможности. Понимание этого процесса позволяет инвалидам лучше думать о самих себе, побуждает начать борьбу за свои права.

Движение за права инвалидов считает, что "лечение" проблемы инвалидности лежит в плоскости общества. В отличие от медицинского лечения, которое сконцентрировано на отдельном человеке и его нарушениях, цель движения за права инвалидов вполне достижима и принесет пользу большому количеству людей. Такой подход, который называется социальной моделью, предполагает, что индивидуальные и общие неудобства, которые испытывают инвалиды, возникают благодаря давно сложившейся сложной системе дискриминации, в которую входят такие формы, как сексизм, расизм и гетеросексуализм.

К тому же, стремление найти медицинский способ лечения, отвлекает нас от того, чем вызваны наши нарушения. В широком понятии, большинство нарушений вызваны деспотическими обществами, создающими плохие условия для жизни: голод, недостаток чистой воды, тяжелая эксплуатация, войны, опасности, плохое обращение с детьми. Ясно, что такие мысли подразумевают участие системы образования, в особенности младшей и средней школы. Основанный на предрассудках подход к инвалидам и, на самом деле, к представителям любых меньшинств, не передается по наследству. Поэтому, чтобы прекратить дискриминацию, мы должны начать со школ.

Наша борьба за интегрированное обучение всех детей, даже тех, у кого есть тяжелая форма инвалидности, будет бессмысленной до тех пор, пока не будет понята разница между медицинским и социальным подходом.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.