aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Приложение 3. Тренинг временной перспективы для подростков с ограничениями в развитии

Рекомендации для тренера

1. Теоретические основы тренинга

Эта серия упражнений направлена на формирование одного из самых значимых аспектов личности, который становится решающим фактором самоопределения, а именно, перспективы своей жизни. Теоретическую основу программы составляют исследования Жана Нюттена, который изучал взаимосвязь различных характеристик и типов временной перспективы и других аспектов поведения человека. Нюттен определил два основных ряда характеристик временной перспективы человека: динамический и содержательный.
К динамическим характеристикам он отнес
- «длину» перспективы - степень удаленности планов человека от настоящего;
- равномерность перспективы - представленность планов на разные периоды жизни;
- соотношение между вне-временными планами и планами, связанными с определенным периодом жизни;
- наличие связи между перспективой и ретроспективой жизни человека, степень согласованности всех «отрезкой» будущего между собой и с настоящим (прошлым).
Первый критерий, продленность перспективы, определяется по тому, как далеко «загадывают» люди. Представление человека о том, каким он будет через 10, 15, 20 и более лет, чтобы ему хотелось делать и т.д. - основные показатели того, какова длина перспективы человека. Само сопротивление человека заданию представить себя более старшим и даже старым свидетельствует о том, что «длина» перспективы своей жизни - в первую очередь свидетельство зрелости идентичности человека, его готовности принимать возможности и ограничения, которые приходят к человеку с возрастом. Для людей с ограниченными возможностями принятие своего возраста - довольно безболезненный по сравнению с принятием факта инвалидности опыт выстраивания адекватной позитивно ориентированной идентичности.
По мнению Нюттена, человек планирует свое ближайшее будущее (ближайшие полгода или год), близкое будущее (следующие 5-6 лет) и отдаленное будущее. Изучение перспективы жизни людей с разной «историей» показат, что в ситуации длительного дистресса многие уходят в две крайности: планируют или только ближайшее будущее (живут по принципу здесь и теперь) или уходят от планирования обозримого будущего в планы отдаленного будущего (мечты). Дисбаланс перспективы часто связан с тем, что человек затрудняется в определении своей ресурсной базы. Отсутствие или недостаток каких-то ресурсов воспринимается здоровыми подростками как фатальность, для подростков с ограничениями в развитии или к тому же находящихся в закрытых учреждениях такая ситуация часто кажется безысходной. Развитие ресурсной базы представляется весьма важным направлением, но само по себе оно не имеет особой мотивирующей силы. Важно адресное развитие ресурсов в контексте замыслов и заветных желаний человека.
Перспектива может быть не только ограниченной или неравномерной, но и отсутствовать вообще - когда планы и устремления человека не связаны со временем. Стать сильным, быть умным, оставаться красивым, нравиться другим, чтобы родители меня любили - все эти желания не связаны с определенным отрезком времени. Опыт показывает, что многие подростки подменяют перспективу своей жизни таким вневременными желаниями. Часто такое устремление выражено еще более явно, когда подросток хочет, чтобы все оставалось по-прежнему или, наоборот, все кардинально изменилось. Разбить такую преграду трудно - за нежеланием планировать свою жизнь обычно стоят довольно серьезные проблемы. В первую очередь такое отношение свойственно подросткам, оказавшимся в ситуации значительного дефицита внешних ресурсов - семейной поддержки, материальных условий жизни, позитивной социальной среды. Дети, лишенные родительского попечения, те, кто оказались в ситуации психотравмы (неожиданной утраты, насилия) часто показывают подобное отношение к своему будущему. Подросток попадает в замкнутый круг - он не может преодолеть последствий ситуации без того, чтобы сформировать представление о своем будущем, но не может сделать этого, потому что поглощен переживаниями настоящего. В стадии острого горя это и не требуется, но определенной части людей свойственно застревать на этих переживаниях и не переходить к позитивной работе горя. Часто движение к планированию своей жизни, пусть даже в игровых условиях, обсуждение того, что придает жизни человека осмысленность становится основным путем преодоления комплекса утраты. Следует отметить, что вневременные желания должны присутствовать в планах подростка, особенно если они отражают ценности и приоритеты человека, такие как стремление к доверительному, обоюдно полезному общению, развитию способностей, пониманию того, что происходит с человеком и вокруг него и т.д.
Перспектива жизни может быть противоречивой и согласованной. Этот критерий связывает динамические характеристики с содержательными. Противоречие может проявляться в том, что в разные периоды будущего человек включает события, которые трудно совместить. Противоречивая перспектива в первую очередь свидетельствует о том, что подростку трудно выбрать между событиями и планами, требующими значительных усилий и выбора между ними. Чересчур согласованная перспектива также проблема - подросток видит будущее как туннель. Как раз такая проблема больше свойственна детям с ограниченными возможностями, чем отсутствие приоритетов. Важно расширить представление подростка о том, что может произойти, пробудить его интерес к разным сферам жизни.
Отличительной особенностью подростков, оказавшихся в ситуации ограничения возможностей, становится страх перед будущим, та позиция, которую принято называть потребительским отношением (от меня мало что зависит, все в Ваших руках), но за которой стоит существенный недостаток опыт принятия решений, часто спровоцированный поведением взрослого окружения ребенка. Ответственность за свои поступки начинает формироваться рано - взрослым следует ориентировать детей и подростков на умение предвидеть последствия своих действий, но не ждать, что подросток сходу станет самостоятельным. Понятие самостоятельности особенно трудно применить к подросткам с той или иной инвалидностью. Тем не менее, уверенность в том, что ребенку не обойтись без поддержки взрослого ни в какой ситуации, приводит к тому, что и возможные границы самостоятельности существенно сужаются. Как же быть? Важно не жалеть тратить время на то, чтобы подросток мог обсудить и попробовать сделать что-то сам, в ситуации неуспеха находить средства адекватной обратной связи («Я вижу, не получилось, а что все-таки вышло неплохо?», «Что нужно изменить?», «Где мне стоило вмешаться?»).
Содержательные характеристики перспективы в первую очередь связаны с тем, что для человека важнее - он сам или сфера его коммуникаций. Устремления, связанные с образованием, профессиональным ростом, самореализацией вне сферы учебы и работы, составляют комплекс характеристик «Я и будущее». Указание на взаимодействие с друзьями, родственниками, выстраивание семейной жизни, изменение социального статуса (лидерство, популярность) составляют комплекс коммуникативных характеристик. Обычные подростки часто поглощены коммуникативными проблемами и уделяют мало внимания самореализации. Преобладание в планах подростка самореализации часто присуще тем, кто затрудняется в выстраивании отношений. В любом случае доминирование того или иного аспекта перспективы предполагает, что нужно хотя бы обсудить с подростком причины этого доминирования и найти источники таких приоритетов. Перед тренером часто встает дилемма - что принимать за действенную перспективу жизни, сбалансированный план, в котором есть место и коммуникации, и самореализации, или наличие четко выраженных приоритетов. Представляется, что эта дилемма разрешается при анализе ресурсов подростка. Если подросток имеет возможность развивать свои способности, он сам формирует приоритеты своих планов. Если он ограничен в ресурсах (в том числе, не владеет знаниями о том, как развивать свои способности), приоритеты становятся вынужденными, и тогда важно искать пути оптимизации ресурсной базы подростка.

2. Методика проведения

Материалы тренинга могут использоваться и для диалога с подростком (с теми подростками, кто ограничен во многих внутренних ресурсах), и для его индивидуальной работы над собой (для тех, кто склонен разбираться в себе, проявляет интерес к своему внутреннему миру). Материал для индивидуальной работы выделен в рамках. Работа в диалоге нужна тем подросткам, которые отличаются слабостью волевых усилий. Для них в программу тренинга включены дополнительные упражнения, которые могут использоваться по усмотрению тренера.
Этот тренинг может стать хорошим началом в вашей работе с подростком. Эти упражнения направлены на пробуждение рефлексии подростков. Существенным ограничением для проведения этого тренинга становится недавняя утрата (например, смерть кого-то из близких, отказ от подростка со стороны семьи и т.д.). Кроме того, подростки могут нуждаться в предварительной подготовке для такой работы - например, участии в групповой работе.
Вы сами можете установить режим работы - разделите ли вы тренинг на несколько занятий или проведете упражнения за один раз. Каждый новый шаг тренинга отделен заголовком. Если вы решаете разделить тренинг на несколько занятий, то начинайте каждое занятие с вопросов «Чем мы занимались на прошлом занятии?», «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «К каким вопросам ты хотел бы вернуться?». Мы рекомендуем самим тренерам «проиграть» упражнения тренинга на себе до того, как вы начнете работать с ребятами. В рекомендациях тренеру приведены и формы записи вашей работы с подростком, которые могут быть включены в дневник вашей работы.
В заключении тренинга спросите подростка о том, что ему понравилось в проведенных занятиях, что показалось сложным и не очень интересным. В финале тренинга, если вы работали с подростком несколько недель, можно повторить первоначальное упражнение - попросить подростка еще раз написать свои желания. Заключительное собеседование можно провести, сравнивая первоначальный список желаний и финальный вариант.
В ходе этого тренинга специалист может выявить самые болевые точки подростка, те проблемы, в решении которых подростку нужны поддержка и содействие. Желаемыми результатами работы становятся:
- Формирование активной позиции подростка в решении вопросов своей социальной реабилитации.
- Расположение подростка к участию в социально-психологических программах.
- Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.
- Развитие ответственности и самостоятельности.
Диагностика продвижения может основываться на том, как подросток рассуждает о желаемых целях и путях их достижения. Важно опираться на динамику подростка, а не на существующие представления о том, какими должны быть представления подростка о своем будущем.
Проработка перспективы может спровоцировать такое явление как контрперенос - когда специалист не согласен с представлениями подростка и стремится, опираясь на свои принципы и ценности, изменить подростка. Помните, что перспектива жизни активизируется в рамках гуманистического подхода, т.е. основанного на движении специалиста за стремлениями и отношениями клиента. Во многом советы и рекомендации в этой ситуации - не только неблагодарная работа, но и фактор риска в ваших отношениях с подростком. Если семья и семейные отношения значат для подростка больше, чем профессиональный рост, не нужно менять его установки, и наоборот. Предоставьте подростку возможность самому решать, что правильно для него или для нее, а что нет. В то же время почаще вызывайте подростка на дискуссию - скорее всего, многие из них привыкли или к глухому сопротивлению мнению других, или безоговорочному доверию к точке зрения взрослого. Пусть подросток получит опыт отстаивания своей точки зрения - провоцируйте его не соглашаться с Вами, находить убедительные доводы и т.д.Еще один риск проведения этой программы - сопротивление подростка формированию представлений о своем будущем. «Зачем думать о будущем, если от нас мало, что зависит, нужно жить только сегодняшним днем, нельзя загадывать» - вот неполный перечень доводов, которые приводит подросток, закрываясь от такой работы. В основе такого сопротивления находится привычка к перекладыванию ответственности на других, которая только усиливается в закрытых учреждениях, где жизнь идет по заведенному порядку, который оставляет мало места единственно доступному способу свободного времяпрепровождения, а именно размышлению. Возможно, вам стоит сказать подростку, что сейчас ему трудно думать за себя, но это важно для того времени, которое наступит после выхода из интерната. Можно обсудить с подростком и такую проблему, как смысл жизни, от чего он зависит, только ли от стечения обстоятельств или чего-то еще. Многие герои, популярные среди подростков, оказывались в безвыходных ситуациях и спасались, во многом благодаря стремлению к будущему. Попросите подростка привести примеры такого поведения (Робинзон Крузо, Монте-Кристо, герои многих современных мультфильмов: «Шрек», «Ледниковый период», «Корпорация монстров»).
Еще одной причиной сопротивления становится неприятие ситуации инвалидности - «зачем думать о будущем, если я так ограничен в ресурсах». Если это отношение проявляется явно - подросток подчеркнуто отказывается говорить о настоящем, выказывает пренебрежение к тому, чему может научиться, считает, что свой теперешний опыт будет изживать годами, предложите ему определить, при каких условиях его настоящее стало бы еще невыносимее, а при каких - более сносным. Что окажется в центре внимания подростка - общенческие проблемы или ограничения его возможностей учиться и работать? Обсудите вместе с подростком, что за его отрицанием ситуации стоит и непринятие себя (не хочу верить, что это происходит со мной). Постарайтесь в ходе тренинга расположить подростка принять этот опыт, определить его отрицательные и положительные черты.

Упражнения и задания

Вводное упражнение направлено на определение готовности подростка к проработке своих планов на будущее. Мотивационную основу тренинга составляет противопоставление социальной мотивации и мотивации перспективой. Почти все подростки, имеющие инвалидность, легко откликаются на чужое влияние, потому что зависят от мнения окружающих. Многие из них обделены вниманием окружающих и поэтому за доброе отношение и внимание готовы сделать, все что угодно. Именно поэтому важно для этих подростков создать весомый противовес социальной мотивации.

Что располагает человека достигать поставленных целей

Желания человека - самый сильный стимул деятельности. А что лежит в основе наших хотений? Можно ли заставить себя захотеть что-нибудь? Один из самых сильных источников - это стремление получать положительные отклики и позитивное отношение. Похвалы, внимание к своей работе, интересные мнения относительно того, что вы сделали, - вот что может заставить человека много, скрупулезно, долго и напряженно работать. Любовь, уважение, привязанность как наша, так и других людей к нам, также располагают нас к новым достижениям. Но стремление к одобрению и добрые отношения с другими - не единственный источник мотивации. Более того, с возрастом человек становится все независимее от мнения других, а отношения и достижения становятся все более обособленными друг от друга аспектами жизни. Кроме того, такой источник мотивации как желание нравиться действует не во всех сферах жизни. Например, выбор профессии и упорное стремление стать хорошим специалистом мало зависит от желания нравиться. Наоборот, устремленность к своей цели может раздражать других, а самостоятельность часто и проявляется в том, что человек не нуждается во внешнем одобрении. Но тогда что может поддерживать человека в реализации его планов?

Рекомендации тренеру: Проанализируйте ответы подростка - указал ли он на значимость планов, какие примеры для иллюстрации своей точки зрения привел. Обсудите с подростком, что располагает его выбирать ту или иную цель. Можно рассказать и о том, что все цели и желания человека делятся на основные (те, ради чего все делается, те, которые важны сами по себе, например, принятие окружающими, стремление к открытиям) и инструментальные (те, которые нужны для чего-то, те, которые ведут к реализации основных желаний). Известно, что многие правонарушители как раз затрудняются в определении основных целей, а иногда и подменяют основные цели инструментальными. Попробуйте вместе с подростком выстроить из его желаний лестницу (может быть, даже не одну) - т.е. расположить желания в соотношении причина- следствие: «Достижение этого приведет к реализации вот этого желания, а это желание поможет достигнуть вот этого». Если подросток почувствует, что каких-то ступенек в его лестнице желаний не хватает - помогите ему предположить, что это могут быть за промежуточные желания. Важно показать подростку, что к самой последней ступеньке можно идти разными путями.
Запишите все ответы подростка, в том числе, его лестницы желаний. Наблюдайте и фиксируйте в дневнике поведение подростка: его эмоциональные реакции, сопротивленце заданиям, вопросы, которые он задает. Сделайте общее заключение о том, насколько подросток готов к работе над своим планом жизни. Попробуйте определить и степень зависимости подростка от внешней среды.

Упражнение 1

Спросите подростка, что он понимает под словом перспектива. Если он не знает значения слова, предложите ему два выражения и попросите объяснить, в каком значении употреблено слово «перспектива»:
«Картина отличалась хорошей перспективой: глядя на картину, можно было почувствовать устремленность художника в даль».
«Этот спортсмен имеет хорошие перспективы в будущем чемпионате».
Перспектива - это все те стремления и желания, которые продвигают человека по жизни. Перспектива может быть сильной и делать самого человека сильным, и слабой - не располагать человека к достижениям. Как и в картинах у человека перспектива может быть короткой - на 2-3 месяца, а то и недели, и продленной - вперед на несколько лет.
Обсуждение перспективы позволяет Вам выйти с подростком на обсуждение значимых тем, которые для многих из них запретны или связаны с многочисленными асоциальными стереотипами: смерть, утрата, предательство, немощь, любовь и т.д. Для того, чтобы сам подросток шел на обсуждение этих проблем, вам важно быть готовым к разговору на такие темы.

Это сладкое слово - перспектива...

Одним из самых сильных источников мотивации становится образ своего будущего или перспектива своей жизни. Ради ближайшего, близкого и даже отдаленного будущего человек может совершать невероятные вещи - отказываться от чего-то в данный момент, выполнять мало приятную работу, предпринимать значительные волевые усилия и т.д. Образ желаемого будущего дает человеку силы двигаться вперед - даже тогда, когда силы на исходе. Но представление о своей будущей жизни становится сильным мотивом не всегда и не для всех. Исследования психологов показали, что существует несколько признаков «слабой» перспективы:
– представления о будущем чересчур оторваны от реальности - вместо желаний и намерений есть мечты;
– в образе будущего нет явных приоритетов жизни, т.е. самых значимых для человека событий - желания по преимуществу связаны с приобретением вещей, досугом, но не профессиональным ростом, самореализацией, выстраиванием своих семейных отношений, стремлением понять происходящее;
– недостаток связи между ближайшим, близким и отдаленным будущим - нет связи между планами на ближайшие месяцы и 2-3 года, например, человек все время отдает предпочтения своим сиюминутным желаниям (сейчас купить модные джинсы, сейчас сходить в кино, сейчас получить хорошую отметку) или, наоборот, отдаленным (потом купить квартиру, потом создать семью, потом получить второе высшее образование);
– разные аспекты и события будущего мало связаны между собой - обычно в планах человека так много событий, что непонятно, когда он все собирается успеть;
– желаемые события по преимуществу связываются с везением, какими-то внешними и не зависящими от человека явлениями - человек не очень хорошо представляет, что от него потребуется для реализации желаний (например, выиграть в лотерею, встретить человека, который поймет и поможет, получить наследство).
«Слабая» перспектива - отличительная черта многих людей, которые ведут асоциальный образ жизни; тех, которые считают себя неудачниками; тех, кто выгорает на работе и т.д.. Именно поэтому многие программы социально-психологических тренингов основаны на развитии представлений о своем будущем.
Далее подростку предлагается написать свои самые главные желания.
Считается, что перспектива жизни становится сильным мотивом в старшем подростковом возрасте - в возрасте 14-16 лет. Попробуйте выполнить следующие задания, чтобы убедиться в действенности вашего образа будущего и, может быть, усилить этот источник мотивации. Выберете такое время для выполнения упражнений, когда бы вы чувствовали себя спокойно, и у вас была бы возможность сделать эти упражнения без лишнего внимания других.
Задание. Запишите в столбик свои самые сильные желания, т.е. то, что вы хотели бы обязательно реализовать.

Рекомендации тренеру: По договоренности с подростком Вы можете обсуждать не все желания (если подросток захочет что-то оставить про себя). Постепенно подросток откроется - но в общении с вами он обязательно должен получить опыт права на личное, то, что скрыто от других. Подросток, который работает с вами, может завести свою личную папку для хранения своих записей и материалов тренинга, а вы можете предложить ему удобную систему хранения этой информации, одна из проблем самоопределения подростков с ограничениями в развитии состоит в том, что за ним не признается право на частную жизнь - интимные переживания, тон-кость чувств остаются за пределами жизни человека, который всегда остается «под присмотром».
Зафиксируйте в записях количество желаний, то, в каком порядке подросток их записал (что в первую очередь, а что в конце списка). Отметьте, возвращался ли сам подросток к списку, хотел его чем-то дополнить. Особое внимание уделите тем желаниям, которые подросток решил вычеркнуть из списка, попросите его объяснить, почему он решил отказаться от какого-то из хотений.

О чем я забыл...

После этого просмотрите список, приведенный ниже и выберете те желания, которые бы хотели внести в список (вы можете изменять формулировку по своему усмотрению), вы можете выбрать не более 3 желаний: \
– поддерживать свое здоровье и физическую привлекательность;
модно одеваться;
– быть в курсе модных новинок музыки, кино, игр и т.д.; воспитать хороших детей;
– помочь родителям решить ту или иную проблему;
– выстроить хорошие отношения в собственной семье;
– стать супер-профессионалом;
– работать за рубежом;
– создать свой бизнес;
– освоить иностранный язык;
– найти единомышленников в важном деле;
– стать самостоятельным в материальном смысле;
– изучать что-то для души;
– освоить не одну профессию;
– придумать что-то новое;
– быть независимым, принимать решения и самому нести ответственность за них;
– понять какое-либо пока не понятое явление, феномен.

Рекомендации тренеру: запишите, какие желания подросток выбрал из предложенного списка, или, глядя на ваш список, вспомнил сам.

Проработка перспективы жизни

Рекомендации тренеру: После того, как желания написаны, начинается основная часть тренинга - работа с рефлексией подростка. В этой части работы подростку предлагается определиться с тем, есть ли у него ядро перспективы - те два-три желания, которые настраивают человека на достижение и преодоление самых сложных барьеров. Именно эти желания подчиняют себе другие намерения и хотения. В качестве ядра перспективы могут выступать самые разные желания. Еще А. Адлер в качестве выявления ядерных желаний предложил следующее упражнение:
1 шаг. Написать свои намерения на ближайшие 3-4 года. Уточнить их конкретность (сравните «получить образование» и «освоить специальность ремонт автодвигателей»), экологичность (относительно других людей) - всегда ли наши побуждения не нарушают границ свободы других людей? определенность во времени - можно ли четко определиться с тем промежутком времени, которое понадобиться для реализации этого желания.
2 шаг. Написать свои намерения на ближайший год.
3 шаг. Представьте, что жить осталось вам полгода, но в этот период вы сохраните свою обычную работоспособность. Чтобы вы хотели сделать в оставшееся время.
После этого человек просматривал свои желания на предмет совпадений. Важными становились те желания, которые были в последней группе, но которые не присутствовали в первых двух шагах. Именно эти желания оказывались самыми главными, но скрытыми от человека повседневностью. Если вы почувствуете, что подросток готов к такой работе, можно предложить ему выполнить и такое упражнение. Запишите, как подросток вел себя в ходе выполнения этого задания, как он воспринял последний шаг задания.

Есть ли у меня самые главные желания, которые помогают добиваться цели? Насколько полноценной жизнью я хочу жить?

Чтобы ответить на эти вопросы, посчитайте, сколько желаний вы внесли в список самых сильных - если в вашем списке более 12 желаний, то, скорее всего, вам бывает трудно выбрать, что же из ваших хотений - самое значимое. Если в вашем списке не более 5 желаний, то, наоборот, вы довольно жестко ориентированы на некие социальные стандарты. В этом случае существует риск, что какие-то значимые аспекты жизни человека вы упускаете, например, свой личностный рост, или в ущерб личной жизни подчеркиваете свои профессиональные достижения, или за стремлением к благополучию и разным материальным благам упускаете из виду какие-то не материальные радости жизни. Оптимальное количество желаний - 6-10, причем важно, чтобы эти желания охватывали разные сферы жизни. Если ваших желаний очень много, попробуйте определить, от каких бы вы отказались в пользу других. Если в вашем списке больше 12 желаний, сократите этот список до 8 желаний. Если в вашем списке, наоборот, мало желаний, то просмотрите список желаний и подумайте, чтобы еще вы добавили в свои желания.

Рекомендации тренеру: определите, каков характер перспективы подростка - «туннельный», т.е. сосредоточенный на 2-3 желаниях, или «хаотичный», т.е. слишком много желаний. Опишите как подросток дорабатывал свои планы - какие желания убирал, а какие добавлял, как изменился список в конце работы.

Чего я хочу...

Рекомендации тренеру: Следующий этап работы - анализ содержания желаний. Чаще всего подростки сосредотачиваются на общении, материальном благополучии и досуге. Можно обсудить с подростком, к чему приведет сосредоточенность на таких желаниях.

Работа с негативно сформулированными желаниями («не хочу попасть в больницу...»)

Особое внимание следует уделять желаниям, которые сформулированы негативно - не попасть в больницу, не голодать, не зависеть от других, не получать плохих отметок, не пить. Проблема состоит в том, что когда мотивы достижения подменяются мотивами избежания (а именно это происходит, когда подросток желает не достигнуть позитивного результата, а избежать негативного), подросток сам задает себе отрицательную перспективу. Не секрет, что часто и взрослое окружение располагает подростка вести себя именно так.
Негативно сформулированные желания мало что дают подростку в качестве мотивации, поскольку чаще всего такие желания связаны с запретами и ограничениями. Как же прорабатывать желания сформулированные как «не...»? В первую очередь попробовать переделать их в положительные - например, если подросток пишет «Не получать плохих отметок», спросите его, а какие положительные отметки он хотел бы получать, а на какие он может рассчитывать уже сейчас, а как сильно ему придется потеть, чтобы получать совсем хорошие отметки.
Если подросток прописывает желания «не болеть», «не сидеть сложа руки», «не расстраиваться по пустякам» - поработайте над тем, что стоит за таким антипсихологическим поведением по отношению к себе: стереотипы, внушенные средой (что это за пустяки, из-за которых ты расстраиваешься, но думаешь, что не должен); социальная несправедливость (бедность, сиротство); склад поведения (сначала сделать что-нибудь, а потом думать). После определения причины (или комплекса причин) важно обсудить с подростком возможные противовесы - например, для многих спортсменов стремление к победе останавливает курение. А что в жизни подростка может остановить его от поведения, которое вредит его внутренней свободе? Важно, чтобы эти барьеры во многом зависели от самого подростка, поэтому если он говорит о хорошей семье, понимающей девушке или парне, попробуйте определиться с тем, что зависит от него в налаживании семейных отношений и общении с девушкой. Один тонко чувствующий подросток в ходе тренинга сказал, что с радостью будет осваивать профессию, но боится строить отношения с девушками, потому что в этой сфере от него зависит мало. В ходе работы было выяснено, что может привлекать девушек, а чем стоит привлекать девушек, почему не стоит ломать свое естественное поведение, чтобы стать привлекательным для других и т.д. - т.е. подростку было показано, что и в сфере отношений у него есть ресурсы совладать с ситуацией, если не управлять ею. Важно показать подростку, что смысл отношений часто содержится и в их непредсказуемости определенной доли бесконтрольности.
Особенность негативно сформулированных желаний состоит и в том, что они не приводят к активным действиям, а также не показывают, как именно человек не попадает в ту или иную неприятную для него ситуацию. Негативно сформулированные желания могут отражать значимый эмоциональный опыт подростка («чтобы меня не бросали», «не предавали», «мама не ругалась», «папа не пил»). Эти желания - предмет особого обсуждения. Такие желания - попытка уйти от необходимости брать ответственность на себя, в то же время, такие желания часто отражают источники инфантильности подростка. Попробуйте обсудить с подростком проблему границ его ответственности - за что отвечает он (может и должен), а за что он отвечать не может.

Слабость дальних целей («сейчас оторваться, а потом ...?»)

На этом этапе работы можно попросить подростка, чья перспектива перегружена сиюминутными радостями, описать идеальную жизнь. Событийный ряд жизни составляется самим подростком - «Расскажи историю идеальной жизни, т.е. такой жизни, которая, на твой взгляд, была бы без изъянов. Эта история должна начинаться с твоего возраста. Ты можешь окончить рассказ в любой момент на любом событии. Единственное ограничение - твой рассказ должен охватывать 10-12 лет жизни человека. Ты не ограничен в выборе внешних и внутренних условий жизни». Далее специалист предлагает подростку на отдельных карточках выписать важные события жизни с указанием возраста, когда это событие происходит. После этого карточки раскладываются в хронологическом порядке - подростку предлагается еще раз подумать, не хотел бы он дополнить этот рассказ какими-то еще событиями. Если он затрудняется, специалист предлагает набор карточек с возможными событиями жизни:

После выстраивания окончательного варианта задайте подростку следующие вопросы:

Не нужно специально обращать внимание подростка на различия его списка желаний и его же описания идеальной жизни. Скорее всего, если перспектива перегружена не значимыми желаниями, то идеальная жизнь описывается исключительно как совокупность позитивных результатов правильной жизни - свой дом, хорошая семья, большой заработок и т.д. Тем не менее, описание идеальной жизни - это еще и ощущение спокойствия и уверенности, которое так важно для подростка.
Важным критерием обоснованности и силы перспективы становится степень конкретности желаний (сравните: «хорошо учиться» - «понимать новый материал и уметь им пользоваться на практике»; «найти работу» -«поступить на работу в престижную фирму»). Важно, чтобы желания подростка были конкретизированы - попросите самого подростка оценить, какие желания сформулированы конкретнее, а какие - туманнее.

Чего я хочу? Зачем я хочу?

Каких желаний в вашем списке больше? Возникло ли у вас желание внести в список что-то еще? А если возникло, то, скорее всего, это то желание, которое кажется вам трудно достижимым или в значительной степени зависящим от ваших усилий. Обратите внимание на соотношение высказываний о будущем образовании и профессиональном росте. Чем ближе момент окончания школы, тем больше должно быть желаний, связанных с профессиональной деятельностью. В подростковом возрасте часто доминируют желания, связанные с общением — как в ближайшем будущем, так и в отдаленном. Если таких высказываний больше, чем других -подумайте, как вы сумеете связать свои профессиональные планы с взаимодействием, которое столь значимо для вас. Преобладание желаний, связанных с коммуникацией и благополучием, над профессиональными стремлениями и самореализацией, свидетельствует о том, что ваша перспектива - не самый сильный источник мотивации.

Я и время: кто кого

Рекомендации тренеру: Затем подросток прорабатывает такой важный аспект своей перспективы как управление временем. Умение определить сколько времени понадобится для реализации желания, как часто придется прилагать усилия, чтобы желание исполнялось формируется в течение всей жизни, тем важнее в подростковом возрасте перейти от мечтаний к логическому планированию. Попросите подростка относительно каждого из желаний определить время, когда оно могло бы быть исполнено. После этого предложите подростку разделить желания на те, которые относятся к отдаленному будущему (через три года от данного времени и больше); близкому будущему (2-3 года); ближайшему будущему (1-1,5 лет) и настоящему (в течение года). Скорее всего, в желаниях будут преобладать те хотения, которые связаны с настоящим и ближайшим будущим. Именно эта особенность перспективы подростков с опытом асоциального поведения сводит «на нет» многие воспитательные воздействия - подростки не видят смысла отказываться от радостей сейчас в пользу усилий для«потом». Один из путей доформпровывания перспективы - определиться с тем, какие из желаний, которые относятся к ближайшему будущему, можно (и нужно) перенести на более отдаленные сроки. Также в списке желаний могут отсутствовать желания, связанные с профессиональным ростом, созданием семьи - т.е. те, которые и относятся к отдаленному будущему. Попробуйте с подростком определиться с тем, кем и каким бы он хотел быть через 5, 10, 15 лет.

Управление своим временем

Попробуйте определить «коридор» времени, который потребуется вам на реализацию каждого желания, например, «получить взрослый разряд по шахматам - 1,5-2 года» или «съездить к друзьям на дачу - 1-2 недели». Возможно, вы указали так называемые постоянные желания - про которые можно написать «всегда», такие как безопасность в мире, сохранение живой природы, добрые отношения с семьей и т.д.
Попробуйте посчитать, каких желаний у вас больше, связанных с:

В идеале желания должны быть распределены между ближайшим, близким и отдаленным будущим примерно поровну. Если почти все желания сосредоточены в ближайшем и близком будущем, то, скорее всего, вы склоны плыть по течению, следовать общепринятым нормам жизни, а успех связываете с удачей, а не упорным трудом. Это не значит, что сложившуюся ситуацию нельзя изменить - подумайте, в чем источник вашей сосредоточенности на настоящем, что мешает вам планировать свою жизнь «наперед». Часто сосредоточенность планов в области близкого и отдаленного будущего означает, что ваша теперешняя жизнь не очень вам нравится, и вы надеетесь, что будущее будет сильно отличаться от того, что происходит в вашей жизни сейчас. Подумайте над тем, как можно «насытить» вашу теперешнюю жизнь позитивными переживаниями, что нужно изменить в режиме дня или досуге, чтобы жизнь сейчас имела такой же смысл и значение, как и будущее.
В подростковом возрасте важно, чтобы желаний, связанных с близким и отдаленным будущим, было не меньше, чем постоянных и ближайших. Просмотрите, какие желания вы относите в отдаленное будущее -связанные с профессиональным ростом, личной жизнью, образованием. О каких сторонах своей жизни в будущем вы не подумали - о профессии, семье, самореализации. Что бы вы хотели внести в свои планы еще?

Можно ли объять необъятное... («хочу успеть все...»)

Рекомендации тренеру: большинство подростков не имеют представления о том, что любое намерения имеют определенную цену и связаны с отказом от чего-либо. Их планы на будущее часто бывают перегружены. Современная массовая культура (кино, сюжетные компьютерные игры, журналы) только усиливают стремление подростка успеть все. Многие подростки не замечают, что часто стремятся к взаимоисключающим вещам. Предложите им проработать эту тему. Стремление ко всему сразу приводит к тому, что у подростка нет четких приоритетов, т.е. таких целей, которые бы действительно мотивировали бы подростка к достижениям. Приоритеты могут меняться, но важно, чтобы самые главные желания были постоянно, хотя их содержание может и меняться.
Предложите подростку провести среди желаний своеобразный «хитпарад» - в начале по критерию «самое важное», а затем по критерию «самое реальное». Эти два ряда могут не совпадать - на эти несовпадения и следует обратить внимание. Предложите подростку обдумать, как можно самые главные, но пока не самые реальные желания сделать более достижимыми. Запишите порядок желаний, который выстроил подросток - проанализируйте, какие желания становятся для подростка самыми желаемыми, но и вполне реальными. Именно эти желания могут стать сильными мотивами поведения подростка.

Мои желания: мешают или помогают друг другу

Возможно, в рамках своего будущего вам следует подумать над тем, как связать между собой разные желания. Любое достижение имеет свою цену - достигая одного и тратя на это свои силы и время, вы утрачиваете возможность добиться чего-то другого. Самые распространенные противоречия это:
Профессиональная и личная жизнь (семья и реализация своих не профессиональных интересов).
Противоречие между стремлением к определенному образованию и профессии, которая не требует такого образования.
Самореализация (например, творческих способностей) и стремление к профессии, которая ограничит такую самореализацию.
Стремление к интенсивному вне-профессиональному общению и желание достигнуть материального благополучия.
Чем противоречивее ваши желания относительно друг друга, тем меньшей мотивирующей силой обладает ваша перспектива - стремление к одному будет всегда ослабляться стремлением к другому.
Образ будущего не должен на 100% совпадать с тем, как сложится ваша жизнь через несколько лет. Но существование этого образа определенно влияет на вашу активность - захотев добиться чего-то на самом деле и включив это желание в свою перспективу, вы словно задаете себе программу развития, на реализацию которой будут направлены ваши силы, возможно, вы уже имеете такой опыт, когда ваше хотение само вело вас к цели, и вы преодолевали сложные препятствия, потому что ваша цель была достаточно сильна.

Хочу и стану, хочу и буду...

Рекомендации тренеру: анализ того, какие желания подростка ситуативны (хочу на один раз), а какие постоянны (хочу всегда), позволяет определить, что изменилось в перспективе подростка в ходе тренинга. На этой стадии подросток может захотеть переделать свои планы - внести какие-то коррективы в содержание планов, пути их воплощения.

Постоянство желаний, или что я хочу каждый день

Разделите выписанные вами желания на «разовые» - т.е. те, которые достигаются один раз (например, разряд по шахматам) и «постоянные» -те, которые нельзя удовлетворить один раз (как общение с друзьями). Посчитайте, каких желаний у вас оказалось больше, разовых или постоянных. Также подумайте, все ли «разовые» желания действительно достаточно реализовать один раз. Например, «стать профессионалом» - желание, которое может быть реализовано в современных условиях не один раз, как и стремление получить хорошее образование. В вашей перспективе разовых и постоянных желаний должно быть поровну. Это соотношение показывает, есть ли у вас баланс между умением жить «здесь и теперь» и «сильной» перспективой своего будущего. Найти такое равновесие - одна из самых трудных задач внутреннего развития человека. Не только каждый человек решает по-разному эту проблему, но и на разных этапах жизни, в разных ситуациях роль образа будущего может быть разной. Важно помнить, что любой период жизни, даже ранее детство, не только подготовка к важному будущему, но и сам по себе значимый этап жизни.

У меня есть три желания - нету рыбки золотой...

Рекомендации тренеру: заключительный шаг тренинга требует от подростка оценить свой вклад в реализацию каждого из желаний. Это задание может быть выполнено при условии, что подросток уже обдумал свои приоритеты и готовность к достижению целей. Любые нормы ответственности в данном случае условны - нет правильного или неверного ответа. Важно предложить подростку после первой оценки обдумать еще раз свой вклад в реализацию каждого из желаний, а если этот вклад остается незначительным, то, не боясь, обдумать и такую проблему как управление собственной жизнью (потому что жизнь, полная намерений, которые трудно исполнимы, не будет успешной).
На этом этапе подросток лучше всего расположен к планированию своей работы с вами, в том числе, и развивающих занятий, если вы считаете что это желательно. Кроме того, вместе с подростком вы можете наметить и план саморазвития, подобрать наиболее значимые темы для работы над собой.
Если подростку трудно связать свои цели и способности, ему можно предложить выполнить следующее задание: нарисовать свое прошлое, настоящее и будущее. После этого вместе с подростком вы можете сравнить, что он хотел изобразить, на чем сосредоточился, есть ли связь между разными временами. Возможно, в композиции рисунков, их графическом и цветовом решении подросток противопоставляет разные периоды своей жизни. Спросите его, что есть общего в отношении к его прошлому и будущему, чем это отношение отличается, чтобы из прошлого он хотел реализовать в будущем, что из настоящего должно остаться в его будущем.
Попробуйте с подростком составить таблицу из двух столбцов. В левом будут желания подростка, а в правом - его внутренние ресурсы. Пусть подросток соединит каждое желание с теми своими ресурсами, которые помогут ему в достижении цели. Затем пусть подросток посчитает, какая его способность чаще всего «работает» на достижение цели. Спросите подростка, какими другими способностями можно ее заменить или дополнить? На этом этапе работы вы можете обсуждать вариативные пути достижения цели.

Я и мои желания: что же от меня зависит

Относительно каждого желания в процентах укажите, насколько ваше желание зависит от вас самих. Посчитайте, сколько желаний в вашем списке зависят от вас более, чем на 60%. Важно, чтобы таких желаний было больше половины. Это значит, что вы занимаете активную позицию в реализации своей перспективы - в ситуации неуспеха, затруднений вам будет гораздо легче, чем тем, кто полагается на внешние ресурсы. Если вы оцениваете свое участие в реализации большинства желаний меньше, чем на 60%, то или вы пока не видите, как добиваться желаемого, или ваши желания по преимуществу сосредоточены действительно на том, что зависит не от вас. По сути, если в вашем списке таких желаний большинство, то ваша перспектива выстроена на ожидании помощи от других и везении, а это не самая надежная основа. Попробуйте ответить на такие вопросы:
1. Что нужно изменить в вашей теперешней жизни, чтобы вы смогли более активно участвовать в реализации ваших планов?
2. От каких ваших ресурсов и способностей зависит реализация каждого желания (логическое мышление, эрудиция, воображение,умение сосредотачиваться, способность находить общий язык, внимание к другим, чувство собственного достоинства, умение договариваться и т.д.)?
3. Посмотрите, какие внутренние ресурсы требуются для реализации желаний чаще других. Выделите 2-3 способности, которые оказались, на ваш взгляд, самыми значимыми для реализации ваших желаний. Оцените по шкале от 0 до 4, как эти способности представлены уже сейчас, до какого уровня вы могли бы их развить, на каком уровне вы хотели бы иметь эти способности.
4. Подумайте, над развитием какой способности вы можете начать работу уже сейчас.
После ответа на вопросы просмотрите еще раз список ваших желаний и еще раз оцените ваш вклад в их реализацию. Что изменилось в ваших оценках?

Финал: как закрепить достигнутое

Заключение тренинга важно провести на позитивной эмоциональной ноте - просмотрите еще раз ваши записи, продумайте, как вы охарактеризуете подростку ваш опыт взаимодействия с ним в этой программе. Для подростка в финале важно понять, что его пребывание в колонии встроено в его жизнь, но не фатальным образом, а как тот период, когда он разбирался со своими слабостями и проблемами таким вот образом. Предложите подростку определить свои самые важные желания и сравнить их с первоначальным вариантом. Что изменилось в его планах? Что уже сейчас он делает для их реализации?

Мои планы - мой ресурс

Проделанная работа в первую очередь направлена на то, чтобы привлечь ваше внимание к проблеме планирования своей жизни, как можно теснее связать настоящее с будущим. Большинство успешных людей говорят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т.е. устремления, которые ведут по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и зависят от умения строить свою перспективу, быть честным с самим собой, но и не бояться желать того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте вы приобретаете первый опыт решения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают виденье будущего в перспективы - реальные ресурсы и способности человека.

Назад Оглавление Далее