Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Специфика взаимоотношений ребенка с аутизмом со сверстниками

Как правило, дети-аутисты имеют нарушения игровой деятельности со сверстниками. Исследования показывают, что дети с аутизмом редко принимаются сверстками в обычную игру, хотя при особых условиях, навыки совместной игровой деятельности могут сформироваться. У аутичных людей удовольствие от воображаемой игры может легко заменяться удовольствием от принудительной ритуализации. И тем не менее, по достижении взрослости, люди с аутизмом могут стремиться к дружеским отношениям с другими людьми. Работы последних лет показывают особое поведение аутичных детей в социальном окружении. Было проведено исследование социальных взаимодействий у двух групп детей: аутичных и с задержкой речевого развития. Ко взрослым дети обеих групп обращались примерно одинаково, но дети с задержкой развития гораздо часто хотели общаться со сверстниками. И те, и другие хорошо обращались со сверстниками, хотя аутичные дети в большей степени инициировали ритуальные, повторяющиеся действия, а дети с задержкой развития - игровые. Аутичные дети изучали социальное окружение под влиянием сверстников, в то время как дети с задержкой проявляли больше исследовательской инициативы в ситуациях, когда их никто не контролировал. Уровень инициативы к сверстникам у аутичных детей не зависел от тяжести аутизма, но был связан с познавательным развитием, включая словарь и понимание эмоций, в то время как у детей с задержкой развития уровень инициативы не был связан с познавательными умениями. Результаты позволили сделать следующие выводы: аутичные дети и дети с задержкой развития отличаются по количеству их обращений к сверстникам и по качеству их обращений ко взрослым. Обращение к сверстникам может быть использовано как показатель социального развития аутичного ребенка. Результаты подтвердили потребность аутичных детей в хорошо выстроенном социальном окружении и еще раз обозначили важную роль познавательных навыков, таких как понимание эмоциональных состояний других людей. Подчеркнем, что пребывание в ограниченном пространстве дома, взаимодействие с одними и теми же людьми никак не способствует развитию таких навыков. Ребенку необходим широкий круг общения с самыми разными людьми. В этом плане очень полезно отправлять ребенка с оздоровительный летний лагерь, где вместе живут и учатся дети и взрослые, получая квалифицированную помощь от специалистов.
Если ребенок или подросток побывал в таком лагере, проконсультируйтесь со специалистами, что нужно делать дома, чтобы закрепить полученные результаты. К сожалению, хорошо известно, что если ребенок возвращается в привычный ограниченный мир, то все достижения могут в течение нескольких месяцев сойти на нет. Только доверие и поддержка взрослых, ободряющие слова и расширение возможностей общения помогут закрепить полученный опыт и дадут толчок новым положительным изменениям.
Дети с аутизмом испытывают трудности в обычных повседневных делах, но зато они могут преуспеть в том, что требует нетрадиционных решений и подходов. Им легко дается синтаксис, но с трудом - практическая сторона разговорного взаимодействия. Жесты они используют не для выражения экспрессии, а скорее для привлечения к себе внимания. Иногда им нравится учиться, но если их спросишь, они редко могут сказать, чему научились.
Недостаток интуиции, слабая направленность на понимание другого и эмоциональная холодность в подростковом и юношеском возрасте могут стать значительным препятствием в развитии устойчивых контактов со сверстниками. Другой человек может не вызвать желания общаться или рассматривается как интеллектуальная проблема или вещь, что в свою очередь, может спровоцировать экзотические, порой даже жестокие формы проявления интереса. Вообще, подростковый возраст таит в себе серьезные испытания. Это вдвойне справедливо для подростков с высоким уровнем интеллекта. Сравнивая себя с другими, они осознают свою непохожесть на сверстников. При этом могут возникнуть депрессивные настроения, усилиться тревога и замкнутость, подросток может уйти в мир фантазий или стать жертвой наркомании. Помощь психолога в этом возрасте особенно нужна.

Hauck М, Fein D., Waterrhause L., Feinstein С. Social initiations by autistic children to adults and other children // Journal of Autism and Developmental disorders, Vol.25, 1995, No.6, p.579- 595.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.