aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Рекомендации родителям и специалистам по подготовке детей с нарушением речи к семейной жизни

Специфика семейного воспитания детей с особенностями речевого развития зависит от степени и структуры речевого нарушения, от уровня развития общения, от степени готовности ребенка к установлению межличностного взаимодействия. Готовность подростка с нарушением речи к самостоятельной семейной жизни определяется тем, насколько он понимает и осознает особенности своей речи и как это отношение влияет на общение с окружающими.
Дети, имеющие менее выраженные речевые расстройства, которые возможно преодолеть к подростковому и юношескому возрасту (дислалия, дизартрия несложной формы, закрытая ринолалия, фонетико-фонематические нарушения) показывают достаточный уровень готовности к установлению партнерских отношений и не испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети, имеющие выраженные речевые расстройства (алалия, афазия, дизартрия при ДЦП, общее недоразвитие речи) в силу особенностей речевого развития (в некоторых случаях сопровождающегося вторичными отклонениями), испытывают дефицит опыта общения со сверстниками и взрослыми, недостаток коммуникативного опыта, недостаточный объем вербальной памяти, у них не сформированы навыки коммуникативного взаимодействия, ограничен объем восприятия и переработки социальной информации. В связи с этим дети с нарушениями речи нуждаются в психологической, логопедической и социально-реабилитационной помощи. От уровня и результатов оказываемой помощи зависит степень готовности подростка с речевыми нарушениями к социальному взаимодействию и установлению партнерских отношений. Фактором, определяющим качество подготовки детей к самостоятельной семейной жизни, является опыт семейных отношений в конкретной семье, выступающий эталоном конструирования и функционирования каждой семьи (взаимоотношения родитель-родитель, родитель-ребенок, отношение к старшему поколению и т.д.). Показателем сформированности навыков социального взаимодействия у детей с нарушениями речи являются готовность и отношение его ближайшего окружения к установлению и принятию коммуникативной позиции данной категории детей.
На наш взгляд, при организации семейного воспитания детей с нарушениями речи необходимо обратить внимание на формирование объективного и психологического уровня готовности к самостоятельной семейной жизни. Родителям необходимо обратить внимание на проявления, являющиеся препятствием к установлению взаимоотношений ребенка со сверстником, причины коммуникативного барьера в отношениях с окружающими, тип самооценки речевой деятельности.

Назад Оглавление Далее