aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Развитие подростка и проблемы организации сексуального просвещения

В современной России сексуальное просвещение слабо развито, тем более, для детей с ограниченными возможностями. Однако и в странах, имеющих давнюю традицию сексуального просвещения, практики выделяют немало проблем, особенно относительно сексуального просвещения подростков. Сексуальное просвещение ребят в возрасте от 11 до 17 лет сложно тем, что решает две разнонаправленные задачи, с одной стороны, как научить подростка говорить «нет» - насилию, нежелательной беременности, заболеваниям, передающимся половым путем, а с другой стороны, как вести себя в ситуации, когда хочется сказать «да».
По мере становления института сексуального просвещения на Западе формировалось устойчивое убеждение в том, что подготовка к семейной жизни и сексуальное просвещение все меньше совпадают. Для отечественных специалистов такая точка зрения может казаться мало приемлемой, но тому, кто хотел бы заниматься просвещением подростков в сфере сексуального поведения, скорее всего, придется принять эту точку зрения.
В таблице 3 приведено сравнительное описание сексуального развития в норме и с отклонениями. Подростковый возраст разделен на четыре периода: предподростничество, ранее подростничество, подростничество и юность. Ни один автор не рискнет связать патологии в сексуальном развитии с фактом инвалидности, а норму с фактом здоровья. Тем не менее, специалист должен знать различные варианты формирования сексуальности подростка и приобретения ими сексуального опыта. Возможно, кому-то описание нормы сексуального развития покажется чересчур смелым, тем не менее, молодежная субкультура сегодня включает самые разные варианты поведения подростка в сфере секса, которые оцениваются как нормальные.
Следует обратить внимание на норму сексуального развития. По сути, содействие созданию условий, которые перечислены в колонке «норма», быстрее расположит к адекватному сексуальному развитию, чем проведение специально организованных занятий.
Таблица 3 Сексуальное развитие подростка

  Сексуальное развитие
(норма)
Сексуальное развитие
(возможные отклонения)
Предподростки, от 10 до 11 лет Формирование чувства принадлежности своему полу; формирование устойчивых компаний по признаку пола.
Возрастание роли сверстников своего пола как значимой группы.
Отношения между мальчиками и девочками становятся имитацией отношений более взрослых ребят
Сексуальный контакт имеет место (петтинг, поцелуи), но чаще всего это не коитальный секс, целью сексуального контакта становится приобщение к миру взрослых вне канала взаимодействия с родителями, а не получение удовольствия или разрядки.
Трудности формирования гендерной идентичности, жесткая увязка принадлежности по признаку пола с характеристиками «привлекательный -не привлекательный».
Сохранение роли родителей относительно информирования по вопросам секса.
Недостаток взаимодействия со сверстниками другого пола приводит к искажению в понимании отношения сверстников (преувеличение знаков внимания, неумение ответить на заигрывание).
Ранние подростки, от 1 до 14 лет Период телефонных романов между девочками и мальчиками
Сосредоточенность на технической стороне сексуальных отношений
Общение со старшими ребятами другого пола (часто источник принуждения к сексу)
Гомосексуальный опыт (не коитальный)
Сексуальные фантазии и мастурбация
Приемы совладания с сексуальной активностью (сублимация)
Принуждение к сексу со стороны взрослых (родственников и тех, кто участвует в уходе за ребенком)
Ограничен доступ к общению со сверстниками, которые могут дать недостающую информацию
Преобладает запрет (в том числе, и самозапрет) на все, что связано с сексуальностью
Незнание неформальных правил общения мальчиков и девочек
Подростки от 14 до 16 лет Сексуальная активность становится одним из основных направлений социализации
Формирование словаря относительно сексуального взаимодействия
Фокус на использовании секса в достижении социальных целей
Давление среды относительно приобретения сексуального опыта
Пять типов поведения, которые вписываются в возрастную норму:
- запаздывающие (перегруженность романтическим отношением к сексуальным отношениям);
- ожидающие (не имеющие, но стремящиеся к сексуальному контакту);
- неофиты (имеющие 1-2 сексуальных эпизода);
- уравновешенные (позитивный сексуальный опыт с одним партнером);
- разносторонние (сексуальный контакт с разными партнерами)
Болезненные привязанности (симпатия к другому как сверх-идея)
Особенности полового созревания в связи с дефектом (задержка развития или чрезмерно ранее развитие) воспринимаются как негативные характеристики
Чрезмерная связь между сексом и любовью (привязанностью)
Болезненное увлечение мастурбацией и переживание чувства вины по этому поводу
Формирование сценария жертвы: «меня никто не любит, а если полюбит, пусть терпит»
Юность, от 16 до 22 лет Решение конфликта между любовью и сексом
Интерес к сексуальным отношениям как элементу интимного общения между людьми
Определение своей сексуальной идентичности(ориентации)
Формирование репертуара сексуального поведения (активность-пассивность, степень открытости в контакте)
Отказ от сексуальных отношений
С сексом соединяются самые деструктивные переживания (подозрение, страх утраты и зависимости)
Эгоцентризм в отношении с партнером
Сексуальные девиации в пределах нормы связываются инвалидностью (гомосексуалист потому что инвалид)

Сексуальное просвещение, направленное на «Нет»

Многочисленные зарубежные исследователи сходятся на том, что лучшим путем предотвращения негативных последствий сексуальной жизни становится вовлечение подростка в социально одобряемую деятельность. Оценка программ, сосредоточенных на просвещении детей относительно болезней и насилия показывает их невысокую эффективность. Вывод западных коллег прост: «Хотите, чтобы дети были здоровы, дайте им возможность учиться, посещать клубы по интересам, работать и т.д.».
Подростки с ограниченными возможностями в ситуации, когда следует сказать «нет», уязвимее их здоровых сверстников. Во-первых, они часто ограничены в возможности быть вовлеченными в социально одобряемую деятельность. Домашнее обучение, пребывание в закрытых учреждениях приводит к тому, что подростки не получают нужного объема активности. Кроме того, часто взрослые не «догружают» подростков с ограниченными возможностями, полагая, что таких ребят нельзя перегружать.
Во-вторых, подростки с ограниченными возможностями психологически более со-зависимы, чем их здоровые сверстники - такие дети чаще боятся не понравиться, не быть привлекательными и т.д. Это приводит к тому, что подростки с ограничениями чаще становятся жертвами сексуального насилия в той или иной форме. Реабилитация подростка после травмы насилия затруднена в силу того, что многие подростки с инвалидностью ограничены в ресурсах преодоления отрицательных последствий насилия.
В-третьих, сексуальность подростка с ограничениями формируется несколько иначе, чем их здоровых сверстников. Подростки, имеющие те или иные отклонения в развитии, нуждаются в решении ряда таких специфических задач, связанных с сексуальным поведением, как:

Что должен знать ребенок о теневой стороне сексуальной жизни? В первую очередь важно обсудить с ребенком ситуации, связанные с различными рисками.
Риск оказаться жертвой сексуального насилия. До сих пор специалисты спорят о том, стоит ли рассказывать ребенку о том, что он может стать жертвой насилия, не задает ли такое информирование полевого поведения для самого ребенка. Думается, что в отношении подростков подобные страхи излишни. Сами подростки часто обсуждают такие темы - так или иначе до них доходят различные истории о домогательствах и насилии. Важно обсудить с подростком то, не почему люди становятся насильниками, но почему люди становятся жертвами. Для детей с ограничениями соблазн уступить бывает значительным - так они получают подтверждение своей привлекательности и значимости для окружающих. И тем не менее, то, что их использовали, злоупотребили их доверием и привязанностью, приводит к тому, что подростки чувствуют себя амбивалентно. Лучшей профилактикой насилия над подростком-инвалидом становится развитие его ассертивного поведения, формирование устойчивого принятия себя как самоценной личности.
Риск нежелательной беременности и заболевания. Вопросы безопасного секса должны обсуждаться с врачом. Важно, чтобы врач не только рассказал о средствах контрацепции, но и обсудил правила гигиены и предохранения от заражения при альтернативных (замещающих) формах сексуальных отношений. Возможно, в старшем подростковом возрасте важно обсудить с подростками и ответственность за родительство в контексте ресурсов человека, имеющего ограничения.
Риск оказаться участником сексуального насилия. Дети с ограничениями умственного развития могут быть втянуты в ситуации физического и сексуального насилия. Такой опыт означает не только ограничение возможностей интеграции ребенка в среду, но и закрепляет паттерны поведения, которые будут мешать подростку в развитии социальной компетентности.
Риск выйти за пределы репертуара приемлемости. Например, в одном из зарубежных пособий для детей с ретардацией в умственном развитии есть специальные задания, где ребенок отличает ситуации, в которых мастурбация может быть приемлема (в одиночестве, во взаимодействии с партнером, который согласен) и нет (в людных местах, когда партнер не хочет делать этого).

Сексуальное просвещение, направленное на «Да»

Не менее важным становится обсуждение с подростками путей получения и дарения радости в сексуальном общении. В отношении людей с особыми потребностями всегда встает вопрос об альтернативных формах сексуальной жизни, основанных на различных приемах замещения. С одной стороны, обществом принято, что если это не нарушает прав человека, человек может использовать специальные приспособления для самоудовлетворения, имитации генитального контакта и т.д. С другой стороны, у подростков, для которых эта информация наиболее значима, существует много ограничений в доступе к такой информации. Действительно, прямое обсуждение (например, в системе занятий или консультаций) того, что следует заказать в секс-шопе или какой фильм посмотреть, для отечественной культуры не совсем привычно. Здоровые подростки имеют доступ к подобной информации посредством массовой культуры и общения со сверстниками. Подростки с ограничениями могут быть ограничены в этих каналах получения информации. Не всегда с задачей сексуального просвещения могут справиться и родители.
Зарубежные коллеги вполне серьезно в качестве компенсации этих ограничений рассматривают возможность включения подростковой культуры (фильмов, комиксов, книг) в специально организованную работу. Распространенное среди специалистов отношение к таким фильмам как «Американский пирог», «Правила обольщения», «Дорожное путешествие», «Муравьи в штанах» отношение как к вульгарным, низкопробным не позволяет увидеть в этих фильмах их социального значения формирования у подростка большей компетентности относительно вопросов сексуальных отношений, а также оптимизации отношения к неудачам в этой сфере человеческой коммуникации.
Остановимся на фильме «Американский пирог». Его герои, четыре молодых человека, решают расстаться с девственностью до выпускного балла в школе: Кевин - единственный, у кого есть постоянная подружка, Вики, Крис (Оз), влюбленный в девочку из хора, Хизер; Джим, незадачливый романтик, у которого дурная привычка попадаться отцу в момент мастурбации с яблочным пирогом, и Финч, интеллектуал с яркими невротическими проявлениями. Основными темами фильма становятся: особенности отношения к сексу мужчин и женщин, ролевые паттерны мужчин и женщин в сексуальных отношениях; способность подростка рационально судить о сексе и связи интимных отношений с любовью, взаимоотношениями и дружбой. По мере развития событий, герои существенно продвигаются от теоретического знания к рефлексии и соединению технической стороны сексуальных отношений с интимной.
Несомненным достоинством фильма становится его жанр - комедия положений. У подростка есть выбор - идентифицировать себя или нет с приключениями героев, которые оказываются в затруднительных ситуациях, но справляются со своими чувствами. Например, сцена, в которой
Джим встречается со студенткой, и та быстро берет контроль над ситуацией, говоря Джиму «Не так быстро». С одной стороны, сцена предупреждает молодых людей о возможных последствиях чересчур развязного поведения, которое часто понимается подростками как обязательная норма. С другой стороны, обсуждается часто табуированная тема, обозначенная Э. Берном как «непредсказуемость пениса». Для любителей интеллектуальных примеров предлагаем вспомнить роман М. Кундеры «Неспешность» и сцену погони вокруг бассейна.
Мужская сексуальность - в центре фильма. Кевин произносит напыщенную речь о том, что «Мы - творцы своей сексуальной судьбы». Сразу за этим следует ряд сцен, в которых поведение молодых людей никак нельзя интерпретировать как поведение тех, кто сам творит свою судьбу. Этот момент становится ключевым для понимания последующих событий: молодые люди слишком молоды, чтобы знать все и уметь справляться с трудностями первых опытов, но уже и не столь малы, чтобы игнорировать вопросы сексуальности. Отдельной темой становится обсуждение интимных отношений и насмешка над чувствами как норма отношений между мальчиками. Сцена, в которой Крис по началу поддерживает не очень приличную шутку своего приятеля по спортивной команде, а потом чувствует себя неуютно, когда поведение приятеля переходит границы, показывает подросткам эмоциональные последствия стремления в разговоре произвести впечатление излишне циничного и опытного.
Во многих сценах фильма герои оказываются в ситуации, когда соблазн вести себя как настоящий мужчина противоречит другим желаниям. Эти сцены могут быть использованы для обсуждения давления среды, которая навязывает подросткам определенный тип поведения. Кульминационной сценой этой части фильма становится встреча в кино Криса и преподавательницы колледжа. Крис ведет себя грубо и даже агрессивно, но женщине удается не только держать все под контролем, но обратить приставания мальчика в весьма плодотворный диалог о том, в чем залог успеха - «Удели внимание девушке».
Фильм связывает и две другие значимые для подростков темы, позитивное проявление мужской сексуальности и корректировка представления молодых женщин о сексе. Показателен диалог Вики и ее опытной подруги Джессики. Вики на вопрос подруги о том, почему они с Кевином медлят, говорит, что они займутся сексом тогда, когда будут оба готовы, в нужном месте, в нужное время в нужный момент. На что ее приятельница отвечает, что это не запуск Шаттла, а всего лишь секс. Два разных отношения девушек к сексу вполне укладываются в ранее описанные варианты нормы. Важно, чтобы молодые люди отчетливо понимали, каково отношение девушки к вопросам секса. Затем Джессика имеет аналогичный разговор с Кейвином, в котором объясняет возможность разных вариантов любви, которые вполне могут устроить обоих. История Кейвина - история взросления мужской сексуальности в контексте стремления принять во внимание желания партнерши, поэтому старший брат резюмирует факт взросления Кейвина после того, как тот утверждает, что стремится подарить удовольствие и партнерше. В конечном счете, и Кевин, и Вики понимают, что стремились к обоюдно приятному интимному общению. Вики избавляется от стремления соотнести с существительным «секс» прилагательное «идеальный», а Кевин понимает, что признание в любви может быть не только обманом, но и самообманом.
Другая пара, Крис и Хизер, развивают совершенно другую тему, тему преодоления давления среды в пользу долговременных отношений. Такой вариант больше подходит чувствительному Крису и романтичной Хизер. Финч и Джим приобретают опыт в менее эмоционально насыщенном контакте, чем Кевин и Крис. Герои свободно выражают свои чувства в ситуациях, знакомых многим подросткам - это полезный опыт для зрителей, которые предпочитают замалчивать неуспехи и обиды в сфере интимных отношений. Все варианты поведения героев четко соотносятся с гетеросексуальным поведением подростков успешной социальной группы, что может расцениваться как определенные ограничения в применении фильма для сексуального образования. Но, пожалуй, требование политкорректности к таким фильмам было бы несколько странным.
Другим путем просвещения подростков становится издание специальных журналов и создание сайтов для людей с ограничениями возможностями. Такие издания только стали появляться в России
Возникает вопрос - не переложить ли задачу формирования здоровой сексуальности на родителей? Часто родители подростков имеют традиционный взгляд на интимные отношения (в конечном счете, секс - это отношения любящих, женатых; секс так или иначе направлен на рождение ребенка; гомосексуальный опыт коверкает жизнь и т.д.). Родители подростков-инвалидов имеют больше возможностей влиять в этой сфере на своих детей. Поэтому специалисту придется иметь дело и с проблемой формирования у родителей готовности не вмешиваться в процесс выделывания сексуальности их ребенка или понимать ограничения своего позитивного участия в этом процессе. Это не значит, что просвещение подростка встроено в семейную терапию супружеских отношений, но это значит, что как минимум на рациональном уровне специалист помогает родителю расширить представления о норме сексуальности. Как это сделать? Наилучший способ - просмотр фильмов об этой проблеме с комментариями специалистов.
Важно понять, что сексуальные проблемы встроены в межличностные, поэтому разбор таких тем как альтернативные (замещающие) формы секса или сексуальное экспериментирование подростка может быть включено в обсуждение тем психологии манипуляций или форм преодоления отчуждения в семье. Полезными для разбора фильмами мы считаем «Крысятник» Франсуа Озона, в котором не без иронии в отношении сексуальных экспериментов показана интимная жизнь человека, ограниченного в движениях. Озон в остроумной форме показывает фактор интимных отношений в семейном контроле. Ярко показано поведение инвалида, который в результате получения травмы стал более эгоцентричным и нетерпимым. А поскольку в финале фильма поведение героини существенно оптимизируется, фильм позволяет обсудить пути минимизации отрицательных проявлений.
Еще одним полезным фильмом можно считать фильм Кшиштофа Кислевски «Короткий фильм о любви», и хотя главный герой фильма не инвалид, он депривирован ситуацией своего развития (выпускник детского дома). Его сексуальное поведение характеризуется рядом девиаций, типичных и для людей с ограниченными возможностями, поскольку в подростковом возрасте этот мальчик был явно ограничен в общении со сверстниками. Очутившись в среде, где его понимают и не осуждают, он все же не может так легко избавиться от проблем. Этот фильм позволяет обсудить проблему своевременности создания условий для адекватного сексуального развития.

Требования к специалисту по сексуальному образованию

Каким же должен быть специалист, который мог бы осуществлять работу по сексуальному просвещению детей с особыми потребностями? Или как следует готовиться к такой работе? Исследователи выделяют 9 основных качеств: а коммуникационные навыки (в том числе, слушанья, презентации);

Отдельными направлениями профессиональной проработки для такого специалиста становятся:

Назад Оглавление Далее