aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Вопросы пола в подготовке к семейной жизни

Большое значение в подготовке к семейной жизни имеют вопросы пола, которые усваиваются ребенком естественным путем, в повседневной практике семейной жизни, выучивая роли мужчин и женщин, предлагаемые родителями на собственных примерах. Если в семье нет одного из родителей, в качестве примера соответствующей роли выступают родственники, близкие знакомые, которые оказывают на ребенка влияние. Кроме того, важную модель поведения представляют герои книг и фильмов.
Особенно ярко проявляется меняющееся отношение общества к инвалидам в литературе и искусстве, в частности, в кино. Известны экранизации советских литературных произведений Н.Островского «Как закалялась сталь» (М. Донской, 1942) и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (А. Столпер, 1948), которые представляют истории известных героев, защитников Отечества, преодолевающих собственную неподвижность и пренебрежительное отношение общества. Фильм «Председатель» (А.Салтыков, 1964) рассказывает о сопротивлении инвалида-фронтовика консервативным стереотипам (в главной роли - Михаил Ульянов). В фильме «Не могу сказать: прощай!» (Б. Дуров, 1982) главный герой, прикованный к постели из-за травмы спины, переживающий переоценку собственных жизненных ценностей, кардинально изменив свой образ жизни и образ мыслей, все же с помощью друзей и любящей его женщины становится социально активным, придает своей жизни новый достойный смысл. Героя фильма «Время отдыха с субботы до понедельника» (И. Таланкин, 1984) - безногого ветерана - вскоре после войны насильно отправляют на Валаам в дом-интернат. Однако, его воля не сломлена, и духовно он намного выше многих других персонажей фильма - здоровых, образованных и хорошо устроенных в обществе.
Известные американские фильмы, где в качестве главного героя выведен инвалид, это, например, «Человек дождя» (Б. Левинсон, 1988), «Рожденный четвертого июля» (О. Стоун, 1989), «Форрест Гамп» (Р. Земекис, 1994), «Великан» (П. Челсон, 1998). Франко-бельгийский фильм «День восьмой» (Ж. ван Дормал, 1996) - психологическая драма, прозванная европейским «Человеком дождя». История путешествия переживающего семейный кризис бельгийского бизнесмена Гарри в компании забытого собственной матерью Жоржа, диагноз которого - синдром Дауна. В процессе общения с открытым, искренним Жоржем в душе циничного Гарри происходят благотворные перемены, у него появляется шанс научиться понимать и прощать ближних.
Как видим, в основном в героях кинематографа оказываются инвалиды-мужчины. Это происходит потому, что инвалидность здесь используется либо как инструмент для переделки «здорового, но неблагородного» главного героя, либо   как метафора преодоления бессилия, как образец мужества, как яркий пример конфликта мужественности и жалости. Именно этот ролевой конфликт попадает в центр внимания массовой культуры, которая обращается к образу инвалидности, олицетворяющей слабость, зависимость, уязвимость, потерю мужественности. Персонаж Тома Круза в фильме «Рожденный четвертого июля» - это «классический» американский инвалид: молодой белый (европеоидный) парализованный ветеран войны, с трудом привыкающий к своей инвалидности, которая здесь характеризуется в контексте импотенции или сексуальной неспособности, но впоследствии достигающий высокого социального статуса и признания, возвращает себе мужские качества активности, инициативы и контроля, участвуя в пацифистском движении.
Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности усиливают друг друга, ассоциируясь с жалостью. Хотя негативный образ истерической женщины, как правило, нужный для того, чтобы оттенять выгодные стороны положительного персонажа-мужчины, есть практически в каждом произведении кинематографа, фильмы, где главная героиня -это женщина, имеющая проблемы физического или психического развития, - довольно редки. Один из примеров - это картина «Другая сестра» (Г.Маршалл, 1999) - о любви и счастье, которого достойны все люди, невзирая на их умственные способности. «Оазис» (Ли Чан Дон, 2002) - корейский фильм о любви никому ненужного, простого, но благородного паренька к девушке с церебральным параличом, которую ее родственники не любят, но терпят ради хорошей квартиры. Фильм потряс многих зрителей, а кинообозреватели продемонстрировали неспособность размышлять о тяжелых формах инвалидности и об инвалидах не как объектах жалости и насмешки, а как о субъектах собственной судьбы, о людях, исполненных достоинства и гордости. Поэтому многие критики посчитали, что метафора оазиса использована режиссером в связи с понятием миража, чтобы показать невозможность и недостижимость счастья для тех, чье тело не соответствует никаким канонам, кого общество воспринимает как изгоев. На самом деле, именно любовь становится оазисом для тех, кто используется окружением, кого не ценят и избегают родные и близкие.
Большинство родителей считают, что в зависимости от пола детей, их надо воспитывать по-разному. Например, девочку приучать к аккуратности и чистоте, а мальчика - к уверенности в себе и активности. Детям внушают эти качества, предлагая им разные занятия, игры и игрушки, закладывая в них «соответствующие полу» представления о их будущем. При всей важности подобного воспитания, не следует делать на нем очень большой акцент, напротив, важно избегать перекосов. Например, если девочке внушить, что она должна быть мягкой и осторожной, ребенок может вырасти пассивным и не сможет отстоять себя в различных конфликтных ситуациях в семье, на дискотеке, на работе. В свою очередь, когда мы стремимся сформировать в мальчике силу и целеустремленность, то есть риск оставить недоразвитыми способности к сопереживанию, чувство ответственности и нежность.
Современные исследования показывают, что стереотипы относительно пола и половых ролей, которые родители закладывают в своих детей воспитанием, приводят к тому, что взрослые люди становятся менее адаптивными, у них остается меньше возможностей совладать с рисками постоянно меняющегося современного общества. Кроме того, стереотипы относительно характера и внешности нередко прочно связаны с ожиданиями относительно обязанностей и жизненных планов. А это уже серьезно влияет на жизненный выбор человека, на возможность состояться как личности.
Например, женщине общество предписывает быть зависимой от мужчины, оставаться объектом его внимания, ждать «принца на розовом коне» и не проявлять инициативы. Девушка, которая сама ищет себе друга, должна была решиться на преодоление общественного осуждения. Но те, кто нашел в себе мужество пересмотреть распространенные заблуждения, нередко были благодарны судьбе за это. Молодая женщина, использующая кресло-коляску для передвижения, несколько раз давала объявление в газету. Ей не хотелось знакомиться с теми мужчинами-инвалидами, кого так настойчиво разыскивала ее мать. Встретившись с несколькими кандидатами по объявлению, она выбрала свою судьбу. Эта женщина активно работает в общественной организации инвалидов и одновременно учится в университете, ее муж трудится в коммерческой фирме, каждый из супругов является профессионалом в своем деле, и у них дружная семья.
В другом случае молодой парень-инвалид рассказал нам, что не хочет знакомиться со «здоровой» девушкой, поскольку опасается, что имея большую, по сравнению с ним, свободу, его супруга будет ему неверна. Такие страхи основаны вовсе не только на чувстве собственной беспомощности, а проистекают из уверенности в том, что мужчина должен иметь над женщиной власть. Доверие, равенство, партнерство в этом мировоззрении отсутствуют. А ведь именно такие отношения должны воспитываться в семье.
Социальные ожидания от мужчин и женщин, или «гендер» (от aнгл. gender - род) выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100% безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату,  поэтому среди  них  преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются тендерные аспекты.
Мужчины, сопротивляясь стереотипам, все же могут приобрести высокий статус, которому будут соответствовать социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, соединяясь, лишь усиливают друг друга. Жизненная реальность инвалидов отличается от этих стереотипов. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин и женщин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, возможностями независимой жизни. Получается, что половая принадлежность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине.
Женщины с инвалидностью под действием многих обстоятельств, хотя и работая в общественных организациях инвалидов, в меньшей степени участвуют в принятии решений, их истории редко представлены в примерах независимой жизни, среди них гораздо меньше руководителей организаций и на конференциях и собраниях по проблемам инвалидов, как правило, присутствуют мужчины. Тендерные стереотипы и дискриминирующие социальные установки затрудняют развитие социальной толерантности и препятствуют полноправному участию детей-инвалидов и их семей, а также взрослых инвалидов в жизни современного общества.
Социальные работники и родители в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации - при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения - ввиду их инвалидности и половой принадлежности.
Задача родителей - привить ребенку чувство гордости и уважения к своему полу. Родители сами должны уважительно относиться к полу ребенка, не пренебрегать им. Родители не должны препятствовать общению мальчиков и девочек. Необходимо воспитывать в ребенке чувство достоинства его тела. Ребенка следует обучать навыкам обращения со своим телом, чтобы он знал предназначение всех органов, гигиеническим навыкам.

Назад Оглавление Далее