aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Основные аспекты подготовки к семейной жизни: рекомендации для родителей

Остановимся на четырех основных аспектах подготовки к семейной жизни: самоменеджменте для родителей, текущей диагностике, организации среды и моделировании жизненных ситуаций.

Самоменеджмент для родителей

Как мы уже отмечали, многие родители аутичных детей сами нуждаются в помощи. Без позитивного настроя, конструктивного подхода вряд ли они смогут подготовить ребенка к семейной жизни. Поэтому начнем с подготовки родителей.
1. Избавляйтесь от беспокойства и поддерживайте себя. Возможность позитивных перемен в жизнедеятельности аутичного ребенка и взаимодействия с ним обусловлено, в первую очередь, верой в саму возможность таких перемен, поэтому необходимо научиться видеть перспективу сложившейся ситуации и обрести спокойствие.
2. Займите конструктивную позицию. Во многом развитие аутичного ребенка определяет ожидание родителей и специалистов - они могут стимулировать или ограничивать развитие ребенка.
3. Ориентируйтесь на ребенка. В каждой ситуации полезно спрашивать себя: Нужно ли ребенку сейчас то, что мы собираемся сделать? Для чего это нужно? Как он сможет это использовать в дальнейшем?
4. Учитывайте индивидуальность. Попытки подвести ребенка под возрастной стандарт, как правило, оказываются источником стресса. Обращайте внимание на индивидуальные формы приспособления к миру и используйте их сильные стороны для формирования более сложных поведенческих реакций.
5. Опирайтесь на освоенные ребенком способы жизни. То, что ребенок делает хорошо, составляет позитивную базу его изменений, поэтому всегда, прежде чем переходить к новому и неизвестному, следует активизировать положительный опыт ребенка.
6. Расширяйте эмоциональные контакты с ребенком, эмоционально оценивайте ситуации. Взаимодействие всегда имеет два полюса, поэтому очень важно наладить чувственный фон вашего общения. Ваше хорошее настроение и благожелательный настрой будут способствовать формированию  необходимого состояния ребенка. Позитивная эмоциональная оценка, совместное эмоциональное переживание расширяет границы социального поведения.

Текущая диагностика

1. Еще до рождения ребенка постарайтесь ознакомиться со специальной литературой о развитии ребенка и о симптомах возможных отклонений. Получите у врача информацию о том, на что нужно обращать внимание в ранние периоды жизни ребенка.
2. После рождения ребенка обращайте внимание на телесные проявления, особенности сна, аппетита, настроения, активности. При тревожных сигналах немедленно обращайтесь к врачу. Работайте в контакте с разными специалистами
3. Если Ваш ребенок развивается не так, как другие - совместно со специалистами выясните причины отклонений. Настаивайте на разработке индивидуального плана развития, в котором намечаются пути помощи ребенку, конкретные мероприятия и указываются люди, отвечающие за их реализацию.
4. Придерживайтесь следующих правил на обследовании ребенка:
• поделитесь своими опасениями до начала обследования.
• демонстрируйте отношение открытости, уважения, доверия.
• помните, что экспертиза проводится как профессионалами, так и вами.
• спрашивайте об общей процедуре обследования.
• спрашивайте и предлагайте свою помощь, давайте информацию о развитии вашего ребенка.
• сообщайте профессионалам, на сколько типично поведение ребенка во время оценивания
• вместе обсуждайте результаты, чтобы прояснить ситуацию.
• добивайтесь взаимопонимания в оценках и предложениях профессионалов и основных направлениях работы с ними.
• стройте планы относительно последовательности совместных действий.
• будьте уверенными в том, что ваши потребности и ваше понимание нашли свое отражение в плане совместной работы.
• не бойтесь задавать вопросы и обнаруживать свои чувства, идеи, верования.
5. Изучайте поведение ребенка в различных ситуациях.
• Наблюдайте за движениями. Склонен ли ребенок к повторению одних и тех же движений? Как быстро складываются стереотипы и долго ли они держатся?
• Обращайте внимание на особенности мимики, типичные позы.
• Как передвигается ребенок по комнате. Есть ли места, в которых он предпочитает бывать?
• Как ребенок овладевает речью. Насколько она соответствует ситуации? Каков запас слов? фиксируйте темп, ритм, интонации, чистоту произношения. Использует ли ребенок речевые штампы?
• Как ребенок реагирует на новые ситуации, как он ведет себя в новом помещении? Меняется ли при этом его поведение? Нужен ли ему контакт с матерью? Какие слова и звуки он при этом произносит?
• Различает ли ребенок своих и чужих? Как он ведет себя с разными людьми? Как он реагирует на то что другие люди общаются с его матерью или отцом?
• Как он ведет себя за общим столом? В присутствии чужих людей?
• Как он относится к чистоте? Как он реагирует на пролившийся чай, испачканные руки, пятно на одежде?
• Как он реагирует на голод, усталость и боль?
• Какие игрушки он предпочитает? Какие занятия ему нравятся больше?
• Как он играет с другими детьми? Какие сложности при этом возникают?
• Способен ли он проявить сочувствие?
• Насколько ребенок вынослив физически и умственно? Как он переносит нагрузки?
• Насколько он самостоятелен? Может ли он ставить цели и их достигать?
6. Сравнивайте с прошлым. Полезно оглядываться назад на пройденный путь, чтобы оценить достигнутые изменения и выявить дальнейшие перспективы.
7. Записывайте результаты наблюдений, ведите дневник, фиксируйте положительные результаты.

Организация среды

1. Заботьтесь о среде, удобных и приятных условиях жизни. Воздействие внешней предметной среды на ребенка бывает сильнее, чем прямое речевое указание, поэтому имеет смысл использовать пространственные возможности среды для изменения поведения. Подумайте, какие вещи нужны вашему ребенку. Какие ему нравятся больше? Как расположить вещи и мебель наиболее удобным и уютным образом?
2. Установите осмысленный порядок домашней жизни. Ребенок должен понимать и принимать необходимость поддержания жизненного распорядка, обучаясь самостоятельно его поддерживать. Развитие элементарных умений ухода за собой, принятия пищи, пользования электробытовыми приборами составляет важнейшее условие независимого существования в будущем.
3. Расширяйте общий контекст взаимодействия. Необходимо предоставлять ребенку возможности взаимодействия в разных ситуациях: игры и труда, магазина и больницы, театра и природы, что способствует расширению его социального опыта.
4. Используйте возможности музыки для развития ребенка. Прослушивание музыки, пение, танцы могут стать средствами самовыражения, отдыха, общения. Музыка помогает тогда, когда слово оказывается бессильным. Как отмечают Дж.Алвин и Э.Уорик, «терапевтическое приложение музыки необходимо для выстраивания реальных взаимоотношений с ребенком, не способным наладить таковые обычными средствами - любовью и осмыслением. Музыкальная терапия часто преследует цель обойти или преодолеть эмоциональные или интеллектуальные преграды стоящие между ребенком и его окружением».
5. Учите ребенка обращаться с техникой. Аутичный ребенок, как правило, испытывает тягу к различным механизмам и бытовой технике, легко обучается их использовать. Магнитофон, телевизор, пылесос, мобильный телефон могут стать источником интереса не только к технике, но и к миру человеческих взаимодействий.
6 Предоставляйте ребенку возможность выбора. Речь идет о выборе игрушек, еды, одежды, порядка выполнения действий. Спрашивайте, почему он предпочитает то или иное.

Моделирование жизненных ситуаций

1. Побуждайте ребенка к игре. Игра дает возможность моделирования жизненных ситуаций, проектирует поведенческие стратегии. Поощрение и стимуляция игры, организация совместных игр может стать полем ненасильственного изменения поведения ребенка.
2. Отрабатывайте в игре сюжеты семейного взаимодействия. Поощряйте игры типа дочки-матери, обсуждайте поведение различных персонажей. Иногда ребенку гораздо больше нравится играть роли зверей, чем людей, в таком случае старайтесь моделировать ситуации помощи, поддержки, разбирайте проявления агрессии, злобы, жалости, радости, совместного действия.
3. Активизируйте развитие речи. Каждый раз отмечайте и поощряйте использование новых слов и словесных конструкций. Позитивное подкрепление речевого развития влияет на изменение личности ребенка в целом.
4. Побуждайте ребенка примерно с 6-7 лет делиться своими переживаниями, сами рассказывайте ему о различных событиях, спрашивайте его мнение.
5. Если вы выходите из дома, обращайте внимание на поведение других людей, задавайте вопросы, просите прокомментировать, как ведут себя взрослые и дети, мальчики и девочки, мужчины и женщины.
6. Если вы хотите, чтобы ваш сын вел себя, как мужчина, а дочь, как женщина, фиксируйте различия в поведении, манерах держаться, разговорной речи, эмоциональных проявлениях у мужчин и женщин. Спрашивайте, чье поведение вашему сыну или дочери нравится больше? Используйте примеры литературных произведений, теле и видео продукции.
7. Посоветуйтесь со специалистом об особенностях сексуального развития и просвещения.
8. Побуждайте вашего сына или дочь ставить цели, помогайте в их достижении. Планируйте будущее. Способствуйте профессиональной ориентации, просите друзей и знакомых рассказывать о своей профессии вашему ребенку.
9. Приглашайте в дом ровесников вашего ребенка. Обсуждайте особенности таких встреч.
10. Узнайте, проводятся ли в вашем городе специализированные детско-родительские тренинги, тренинги для детей и подростков, людей с особым типом развития? Старайтесь участвовать в них. По окончании делитесь впечатлениями, подводите итоги. Что нового вы узнали о себе и своем ребенке?

Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М: Теревинф, 2004. С. 15.

Назад Оглавление Далее