Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

Рекомендации для специалистов

Необходимо помнить, что работа с ребенком или семьей может с различной степенью полагаться на активное участие самого ребенка-инвалида: 1) социальный работник или другой специалист помогает инвалиду, делая что-либо вместо него (или вместо нее); 2) социальный работник обучает или стимулирует к деятельности; 3) социальному работнику удается изменить установку клиента, который приобретает навыки независимой жизни и повышает свою самооценку. Во многих случаях возможно осуществить активизацию участия клиента, то есть перейти от первой задачи к третьей, и к этому следует стремиться.
Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены, как в матрешке, в другие взаимодействующие между собой системы. Дети развиваются в семье, а ведь семья - это тоже система отношений со своими собственными правилами, потребностями и интересами. Если ребенок к тому же посещает лечебное или образовательное учреждение, может быть, живет несколько дней в неделю в специальном интернате, то сюда подключается еще одна система с ее собственными правилами и законами. Чтобы успешно осуществлять подготовку ребенка-инвалида к семейной жизни вам не раз придется добиваться нормализации всех этих взаимоотношений.
Речь идет, во-первых, о междисциплинарной команде специалистов, а не о череде кабинетов, в которые по порядку обращается семья с ребенком, а во-вторых, об участии родителей в реабилитации и развитии ребенка. В социальной работе с детьми-инвалидами важно исходить из следующего принципа: детям удается достичь гораздо больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами, работают вместе над решением поставленных задач
Некоторые специалисты отмечают, что родители сами порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом. На первый взгляд, ребенок-инвалид должен привлекать к себе все силы и все внимание семьи. Однако этого не происходит, когда по значимости верх берут другие факторы: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты, другие проблемы. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители относятся к реабилитационным услугам в первую очередь как к возможности получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные программы, потому что в этот момент могут, наконец, заняться своими делами.
При всем этом важно помнить, что, несмотря на отдельные примеры, на которых строятся предубеждения специалистов, большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка. И если найдется хотя бы один родитель, готовый к совместной работе, это может существенно изменить наш профессиональный имидж и стиль. Впрочем, не стоит удивляться этому. Сегодня все международное сообщество приходит к мысли о том, что практика социально-реабилитационной работы нуждается в серьезном пересмотре, изменении подходов. Дело в том, что на Западе подход социально-реабилитационной работы, предполагающий участие родителей, достаточно молод: этой идее немногим более десятка лет. При этом те, кто применяет этот подход на практике, убеждаются в его преимуществах по сравнению со старой моделью, когда внимание и все усилия специалистов направлялись лишь на ребенка. Зачастую специалисты, считающие себя единственными и главными экспертами, не проявляли интереса к мнению родителей, например, о том, чему, где и как те хотели бы учить своего ребенка. Рой МакКонки остроумно назвал это синдромом «экспертоза».
Взаимодействовать с родителями гораздо сложнее, чем избегать или игнорировать их. Будьте готовы к тому, что на море не всегда бывает штиль, и вас могут ожидать и трудности, и разочарования. Однако ваши усилия воздадутся сторицей. В противном случае результат работы с ребенком может быть нулевым: отсутствие взаимодействия специалистов и родителей намного снижает эффективность социально-реабилитационных услуг - об этом вам может рассказать любой педагог школы-интерната или специалист реабилитационного центра. В то же время снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может быть сложным делом.
Что же это значит: работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - такие понятия обычно используются, чтобы определить характер взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - партнерстве, поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям с особыми потребностями в их индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это такой стиль отношений, который позволяет ставить общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Среди принципов работы с родителями есть требование учитывать разнообразие семейных стилей и родительских стратегий. Нет одинаковых родителей. Даже супруги в одной и той же семье могут весьма отличаться друг от друга по своим установкам и ожиданиям. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем необязательно будет способствовать успешному партнерству с другой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же униформных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Будьте готовы слушать, наблюдать и уметь договариваться, достигать компромисса. Если ребенок уже может принимать участие в ваших дискуссиях, переходите от «дуэта» к «трио»: пусть в принятии решения по поводу ребенка принимает участие он сам вместе с вами и родителями, ведь его точка зрения может очень сильно отличаться от мнения взрослых, он может неожиданно предложить новый подход к проблеме. Таким образом, ребенок становится еще одним партнером, и наши представления о потребностях детей обогащаются тем, что думают об этом сами дети.
Успех любого партнерства основан на взаимном уважении участников взаимодействия. Если один партнер подозрительно или недоверчиво относится к другому, их контакт вскоре нарушится. Еще один принцип связан с равноправием партнеров, поскольку ни один из них не является более важным или значительным, чем другой. Поэтому консультируйтесь у родителей так же часто, как они консультируются у вас. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, этим вы даете возможность родителям высказаться, скажем, не только о недостатках и проблемах, но об успехах и достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает мать или отца, что им нравится в их детях, для родителей это порой бывает одним из редких случаев проявления интереса со стороны не к порокам, а к достоинствам ребенка. Во-вторых, такая информация поможет вам в разработке и мониторинге индивидуальных реабилитационных планов. Наконец, тем самым вы проявляете уважение к родителям и создаете атмосферу доверия - залог успешной коммуникации.
Поощряйте родителей на обмен знаниями, на признание успехов ребенка, развивайте понимание важности тех или иных занятий, приветствуйте предложения и инициативу. Помните, что при злоупотреблении своей позицией эксперта существует риск увеличить зависимость родителей от профессиональной помощи, уменьшить их самостоятельность и уверенность в себе. Чаще спрашивайте «зачем», «почему» и «каким образом». Делитесь своими чувствами, будьте открыты, тогда и родители не будут стеснены в вашем присутствии. Старайтесь принимать решения совместно: с родителями и в команде специалистов, избегайте «одиночного плавания».
Итак, опыт, практика, образование и тренинг сформируют у вас следующие навыки, необходимые для установления партнерства с родителями детей-инвалидов:

Навыки, необходимые для установления партнерства с родителями детей-инвалидов

- избегать униформности и приветствовать разноообразие
- слушать, наблюдать и достигать договоренности
- быть заинтересованным и искренним, чтобы родители могли доверять вам
- спрашивать «зачем» и отвечать «зачем»
- организовывать коллективную, групповую работу, объединять родителей и объединяться с родителями и другими специалистами
В этом случае ваша работа с родителями будет вознаграждена успехами развития ребенка.
В работе с родителями можно наметить пять разновидностей, или тактик, в зависимости от того, взаимодействуете ли вы с одной семьей или с группой родителей, непосредственно или на дистанции, или вы развиваете сеть контактов между семьями, чтобы они могли поддерживать друг друга иногда и без вашего участия. Впрочем, некоторые тактики подходят одним родителям больше, чем другим.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей

Социальный работник (или другой специалист) посещает семью
- обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры, проводит оценку реабилитационного потенциала семьи, учитывая ее социально-экономическое положение, социально-демографические факторы, занятость родителей и другие аспекты.
- встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи
- интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах
- спрашивает о внешкольных занятиях ребенка
- отвечает на вопросы родителей
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его
- демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем
Родители приходят на прием к социальному работнику (или другим специалистам)
- родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования)
- специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию
- специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком
- специалист снимает на видео родителей с ребенком, затем анализирует результаты
- показывает родителям видео примеры, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе
Социальный работник организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье, например, со службой миграции
Дает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами
Родители посещают заседания комиссии (или сессии команды специалистов) по поводу их ребенка
Социальный работник (самостоятельно или организуя других специалистов) помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома
Социальный работник организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана
Предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания
Передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому
Показывает родителям папку с материалами по их ребенку и обсуждает с ними ее содержание
Приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к помощи в проведении занятий, приглашает их в комнату персонала
Организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах

2. Опосредованная работа с конкретной семьей|

Информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и специалисты вносят записи, например, каждую неделю или две
Домашний дневник наблюдений применяется при встрече со специалистом
Результаты реабилитации представляются в отчетах (например, раз в полгода)
Социальный работник, привлекая других специалистов, организует письменные извещения, информацию для родителей
Контакты по телефону
Родители берут библиотеке книги или в видеотеке фильмы на дом
Родителям выдаются на дом специальные игры или учебные пособия
Родители заполняют опросники, карты или схемы развития способностей ребенка
Рекомендуются игры и занятия, которые могут проводиться родителями на дому
Рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха
Родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку
Родителям посылаются или выдаются на дом тексты выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечень упражнений
Предлагаются телепрограммы, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми

3. Непосредственная работа с группой родителей

Встречи с родителями в вашем офисе или комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение будущих планов
Выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы
Организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, тренировка последующих практических занятий на дому
Организация специального курса для родителей по той или иной тематике
Показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла
Организация открытого урока или занятия со специалистом
Открытый день или вечер в реабилитационном центре
Организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов
Привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий - праздников, фестивалей
Помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, на спортивные состязания, в окрестные школы, магазины)
Интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях

4. Опосредованная работа с группой родителей

Предоставление родителям информационных проспектов услуг, описания квалификации персонала, расписания работы специалистов, содержания занятий
Информационный буклет о том, как и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам
Подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка Организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или «уголке» для родителей
Подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха
Подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, того, как интерпретируются результаты
Выдача родителям книг на дом или копирование для них нужных фрагментов
Рассылка или передача опросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах
Подготовка видеопрограммы для родителей
Организация стенда или доски объявлений в комнате, где родители ожидают детей
Написание статей для местных журналов или газет
Подготовка учебного пособия или руководства для родителей

5. Развитие контактов между семьями

Способствовать развитию сети «нянь» среди группы родителей
Организовать посещение опытным родителем семьи, где появился ребенок, требующий реабилитационных услуг
Помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителей
Участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте
Приглашать отцов помогать с починкой или наладкой оборудования
Добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров
Добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией
Помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей
Некоторые аспекты работы с семьей нетипичного ребенка требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как она, в основном, всегда и приходит на консультацию, и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, познакомьтесь не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи.
Старайтесь хотя бы иногда планировать свои визиты так, чтобы дать отцу возможность встретиться и поговорить с вами. Обращайтесь лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям сразу, когда передаете письменные пожелания, звоните по телефону или встречаетесь. Учтите, что некоторым отцам бывает легче говорить, особенно о своих чувствах, с мужчиной, поэтому они могут быть скованы в разговоре с женщиной. Всегда предоставляйте письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с вами, были в курсе дел так же, как и матери. Помогайте матери поощрить участие отца в развитии ребенка, в его подготовке к семейной жизни.
Одинокие родители, семьи с низким доходом, семьи беженцев и мигрантов также требуют особого подхода, и об этом вы сможете прочитать в других разделах учебника. Нужно сказать, что те родители, которые не испытывают всех этих трудностей, также нуждаются в особом к ним подходе, ведь их инициатива и позитивный настрой могут истощиться, если они не встретят уважения к себе и собственному мнению в глазах специалистов.
Для того, чтобы вам лучше со всем этим управляться, используйте следующие ресурсы:
- Работайте в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных.
- Найдите опытного тьютора - человека с большим, чем у вас опытом, который сможет помочь вам разобраться в сложной ситуации. Сверстники-коллеги также могут быть мощным ресурсом. Попробуйте организовать такую группу поддержки для самих специалистов, где вы можете делиться успехами или обсуждать неудачи, обсуждать то, что беспокоит и помогать друг другу.
- Сейчас растет число публикаций по социальной работе, набирается также видеотека. Многие фильмы и книги обладают терапевтическим эффектом в работе с семьей ребенка-инвалида. Используйте эти ресурсы для себя и рекомендуйте их родителям.
Шесть компонентов присутствует в любой успешной практике взаимодействия специалистов и родителей, в частности, в той ее сфере, которая касается посещений семьи на дому:

Компоненты успешной практики

- Регулярный контакт
- Акцент на способностях ребенка, а не на их отсутствии
- Использование вспомогательных материалов, пособий для родителей
- Семья - в центре внимания
- Внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и всей семье)
- Организация групп поддержки, где обсуждают успехи и проблемы
Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.
1. Будьте чуткими к ребенку, общайтесь с ним, хвалите его, защищайте его, поощряйте тягу к творчеству;
2. В сложных ситуациях, если есть сомнения, старайтесь сдерживаться. Никто не будет упрекать Вас за то, чего Вы не сказали;
3. С целью поддержки ребенка в сложных ситуациях следует: опираться на его сильные стороны; избегать подчеркивания промахов ребенка; демонстрировать любовь к ребенку; проводить с ним больше времени;
4. Для создания хороших взаимоотношений со сверстниками важно: организовывать совместную деятельность детей (игровую, учебную, трудовую); создавать ситуации совместных переживаний (когда дети вместе радуются успехам или огорчаются по поводу неудач);
5. Не стесняться и обращаться за консультацией, советом к специалистам (психологам, специалистам по социальной работе, социальным педагогам), когда возникают проблемы в развитии, воспитании ребенка;
6. Выделять время для знакомства с методической литературой по развитию и воспитанию детей.
С нашей точки зрения, важной составляющей в сфере оказания специализированных образовательных услуг детям с особенностями развития и их семьям является социальная готовность общества к включению детей с ограниченными возможностями в социальную структуру, включающая микро-, мини-, мезомакроуровень:
1) Микроуровень предполагает исследование особенностей развития, стиля и качества жизни детей с особым типом развития, оценку динамики статуса больного.
2) Миниуровень требует фокусированного взгляда на семью (кейс-стади) нетипичного ребенка и включает разработку индивидуального плана развития семьи, социально-реабилитационную работу с ребенком и семьей в целом, просветительскую работу с родителями по проблеме нетипичности.
3) Мезоуровень рассматривается в терминах социальной готовности общества. Социальная готовность на мезоуровне включает: программы социальной активности, коррекционно-развивающие программы для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, развитие сети коррекционных образовательных учреждений, законодательную базу, гранты на специальное (коррекционное) образование, конференции, публикации в печати, СМИ, проблемы занятости нетипичных людей, государственная поддержка семей и индивидов, организация мероприятий для людей с ограниченными возможностями.
4) Макроуровень, или глобальный, предполагает социальную готовность к оказанию помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в глобальной перспективе.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.