aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни как задача родителей и специалистов

Подготовка детей-инвалидов к семейной жизни в изменяющихся социально-экономических условиях современного российского общества все в большей мере требует повышения уровня образования, которое будет способствовать обеспечению равенства мужчин и женщин, их полноценному участию в жизни общества. Семья ребенка-инвалида может помочь ему  в полной мере реализовать свой потенциал, при этом одной из основных задач семьи является формирование у ребенка-инвалида готовности к семейной жизни - вступлению в брак, сохранению семейных отношений, воспитанию будущих детей. Ключевыми вопросами, требующие обсуждения в этой связи становятся: нравственные основы семьи, основных функций семьи, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особый интерес ребенка в подростковом возрасте могут вызывать проблемы установления взаимоотношений между юношами и девушками, культура поведения влюбленных, вопросы отношения полов.
В повседневной жизни дети непосредственно перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Такой способ передачи знаний один из самых эффективных, но к сожалении, он не всегда позволяет ребенку-инвалиду сформировать достаточно адекватное представление о трудностях и ресурсах семейной жизни. В связи с этим необходимо целенаправленно подготавливая ребенка к будущей семейной жизни, информируя его о следующих моментах:
- Этической стороне семейной жизни.
- Правовой стороне семейной жизни. Ребенка необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу
- Психологической стороне семейной жизни. Ребенок должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения
- Физико-гигиенической стороне семейной жизни. Ребенок должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом. Также необходимо выработать у ребенка прочные гигиенические навыки (содержание половых органов в чистоте, умывание по вечерам; соблюдение определенных требований к одежде: она не должна раздражать эрогенные зоны, вызывать сексуальные ощущения) и высоконравственное поведение (даже маленький ребенок должен знать, что нельзя громко проситься в туалет, что переодеваться при посторонних не принято)
- Хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Ребенка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.
Психосексуальное развитие и сексуальное поведение человека, а также сценарий его личной жизни у всех людей складываются по-разному, подчас не всегда позитивно как для самого человека, так и для его окружения.
Во второй половине XX века во многих странах произошла так называемая «сексуальная революция», в результате которой общество столкнулось с ростом таких ставших характерными для сексуальной молодежной субкультуры явлениями, как:
- раннее начало половой жизни
- аборты
- рождение внебрачных детей с нередким
- отказ юных матери от ребенка
- заболевания, передаваемые половым путем
- дестабилизация института семьи
- преступления на сексуальной почве.
Таким образом, возникла объективная необходимость в разработке и внедрении профилактических образовательно-воспитательных программ в качестве одного из основных путей решения комплекса возникших социальных, медико-биологических и нравственно-психологических проблем. Как показывает практика России и других стран, наиболее оптимальным представляется демократический подход к половому воспитанию, предполагающий признание самого факта существования проблемы пола и межполовых отношений. В тоже время воспитание таких жизненных ценностей, знаний, навыков, норм и образцов поведения, которые явились бы ограничителями для возможных отклонений в процессе половой социализации ребенка.
В настоящее время можно говорить о трех направлениях ребенка-инвалида к семейной жизни - сексуальное образование, планирование семьи и подготовка к семейной жизни. Сексуальное образование носит главным образом акцентируются на медико-биологических аспектах проблемы, их основными целями являются профилактика раннего начала половой жизни, нежелательных беременностей и абортов, распространения заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП), в том числе СПИДа. Планирование семьи включают обсуждение вопросов, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем человека, коррекцией рискованного сексуального поведения, подготовка подрастающего поколения к выполнению семейных (супружеских и родительских) ролей. Подготовка к семейной жизни носит комплексный образовательный характер и может включать в себя сексуальное воспитание и планирование семьи.

Темы для обсуждения с детьми

1. Различные типы семей. Зачем нужна семья.
2. Семья с одним родителем. Повторные браки.
3. Как выбрать спутника жизни.
4. Семейные споры. Условия семейного счастья.
5. До и после свадьбы. Свадьба. Регистрация брака. Брачный договор.
6. Расторжение брака или сохранение союза?
7. Кто в семье хозяин? Роли мужчины и женщины в семье. Распределение обязанностей в семье
8. Что значит быть родителями. Основы воспитания.
9. Защита материнства и детства.
10. Семейные праздники. Как выбрать подарок. Как создать праздничную атмосферу в доме. Как украсить праздничный стол. Развлечения.
11. Здоровье семьи. Духовное и физическое здоровье. О здоровом питании. Семейный отдых
12. Быт и семья. Радость совместного труда. Уют в доме. Полезные домашние советы. Семейная экономика.

Подготовка ребенка к семейной жизни // Психология дома

Педагогическая библиотека.

Назад Оглавление Далее