aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Социально-психологический климат в семьях

Социально-психологический климат семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, представляет еще одну важную характеристику для планирования социальной работы и развития программ семейного воспитания. Он формируется под влиянием множества факторов, основными из которых являются характер взаимоотношений между супругами и отношение членов семей к инвалидности детей. После того, как дети становятся или рождаются инвалидами, отношения между (-34-) супругами проходят через определенные испытания, поэтому могут претерпеть существенные изменения.
Согласно данным социологических исследований, семьи, в которых отношения ухудшились, составляют не менее 10%. В тоже время есть семьи, в которых родители отмечают улучшение отношений, считают, что беда их сплотила, объединила в экстремальной ситуации, укрепила принцип опоры друг на друга. По разным данным такие семьи составляет от 8% до 28%.
Социально-психологический климат семей меняется в зависимости от характера отношений членов семей к детям-инвалидам. Незнание родителями основных педагогических, коррекционно-воспитательных и психологических особенностей воспитания детей-инвалидов приводят к развитию гиперопеки в отношении этих детей, что значительно затрудняет процессы их социализации и в том числе подготовку к семейной жизни.
По данным социологического исследования 65% родителей отмечают адекватное отношение к детям-инвалидам. Более трети родителей (34%) проявляют гиперопеку по отношению к ним.
Следует учитывать, что в кризисных условиях российского общества одной из причин, определяющих характер взаимоотношений между родителями, а также психологический климат семей являются такие составляющие социального неблагополучия, как алкоголизм родителей, наркомания и люмпенизация. Учет подобных факторов требуется для проведения адекватной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

Неблагоприятный психологический климат семьи, в которой есть ребенок-инвалид, несут слишком много отрицательных последствий для родителей и для ребенка. Поэтому необходима своевременная социальная поддержка родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами: информационная, психологическая и методологическая, способствующая разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей-инвалидов. Учреждениям социального обслуживания следует направлять усилия на проведение социальной работы с семьями для преодоления множественных кризисных проявлений, разделять с ними заботу о детях-инвалидах.

Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически больными детьми // Социс. 1997. № 1; Ачильдиева Е.Ф. Образ жизни городской семьи с ребенком-инвалидом // Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе / Под ред. Е.Ф. Ачильдиевой. М.: Станкин, 1997; Кулагина Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение (на примере Москвы) // Народонаселение. 2002. № 1.

Положение инвалидов в Москве. М.: Медицина, 2004.

Назад Оглавление Далее