aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Взросление и подготовка ребенка к семейной жизни

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живет человек, - семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам - взрослым или детям - основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам.
Если внимательно посмотреть на то, как определяет данную проблему Федеральный закон РФ и Всемирная организация здравоохранения, то получится следующая картина: структурные нарушения, видимые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, имеющий диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения, может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Это, в свою очередь, усугубляемое неумением и нежеланием других людей общаться с таким ребенком, уже в детском возрасте приведет к его социальной депривации, затормозит выработку навыков, необходимых для общения со сверстниками или взрослыми.
Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация, когда в семье есть ребенок-инвалид, может повлиять на создание более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Поэтому те задания, которые родители получают от специалистов, должны не только усиливать нагрузку на одну функцию семьи, но и оказывать положительное влияние на работу остальных функций.
Хотя в жизни всех семей можно найти что-то общее, родители нетипичных детей переживают особенные события, подчас неожиданные, долговременные, которые вызывают сильнейшие стрессы. Вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может существенно изменить жизнь семьи, сократить возможности для   заработка, контакты с друзьями и отдых. Задача социального работника - абилитировать, то есть усилить семью, помочь ей найти выход из критической ситуации.
Отношение к стрессовой ситуации сильно влияет на то, какой путь избирает семья. Большая роль здесь принадлежит культурному стилю семьи, который может зависеть от религиозных или социально-экономических факторов. В свою очередь, культурный стиль влияет на то, как семья воспринимает ситуацию, когда развитие ребенка нарушено, как семья приспосабливается к этой ситуации, а также на способность семьи запросить и получить помощь, на уровень доверия к социальному окружению.
С другой стороны, ребенок может изменить систему семейных ценностей: такая семья может преодолеть свои прежние убеждения и представления о людях с физическими или психическими недостатками. Основная линия поведения в ситуации кризиса связана с жизненной философией семьи: например, Мы владеем ситуацией, несмотря ни на что или Будь что будет, все равно от судьбы не уйдешь. Фатализм, вера в судьбу может сформировать пассивность в отношении лечения, образования и включения ребенка в общество. Но фаталистические настроения могут быть и следствием стрессовой ситуации, когда у семьи оказывается недостаточно сил для того, чтобы справиться, выйти из кризиса.
Ориентация семьи во многом есть производная от отношения к ребенку со стороны как непосредственного, так и более широкого социального окружения. То, как родителям удалось организовать взаимоотношения со специалистами, работающими с их ребенком, также влияет на ориентацию семьи в ситуации кризиса. Оптимальным является вариант, когда родители и специалисты выступают как коллеги, партнеры, имеющие общую цель — развитие ребенка. В том случае, когда некомпетентность и черствость специалистов, работающих с ребенком, усиливают отчуждение семьи от профессиональной поддержки, это сказывается на замкнутости, изолированности семейной системы от социального окружения.
Социальная поддержка может служить медиатором или буфером в случае, когда семья имеет дело со стрессовой ситуацией. Социальный работник может способствовать активизации ресурсов социальной поддержки на трех уровнях: родственной (например, супружеской), дружеской, соседской. Исследования показывают, что родители, имеющие широкую социальную поддержку, более позитивны в поведении и отношении к своим детям-инвалидам, причем супружеская поддержка является фактором, дающим самый мощный позитивный эффект.

См.: Glenddinning С. Unshared care. Parents and their disabled children. London, Boston, Melbourne and Henley: Routledge & Kegan Paul, 1983; Seligman M. (Ed) The Family with a handicapped child: understanding and treatment. New York: Grune Stratton, 1983; Fewell R-R. Parenting Moderately Handicapped Persons// Seligman M. (ed.) The Family with a Handicapped Child. New York: Grane and Strutton, 1983. P.203-236; Seligman M. Ordinary families, special children: a systems approach to childhood disability.   New York: Guilford Press. 1997.

Назад Оглавление Далее