aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Глава 12. Пора в дорогу

Тучки небесные, вечные странники
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как, я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М.Ю. Лермонтов

Будем надеяться, что возможность бесплатного проезда с сопровождающим к месту санаторно-курортного обслуживания подтолкнет инвалидов к поездкам и путешествиям. А посему поговорим о том, что нас ждет на этом пути.

Железная дорога

Железная дорога

Остается самым испытанным транспортом. ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (170003, г. Тверь, С. - Петербургское шоссе, 45-Б. Тел. (4822) 559-280. Факс: (4822) 559-152, 559-319 начат выпуск пассажирских купейных штабных вагонов, предназначенных для перевозки пассажира-инвалида и сопровождающего его лица. Купе для инвалида рассчитано на двух человек, рядом за дверью расположен просторный туалет. Вход в вагон оборудован кнопкой вызова проводника и подъемником. Вагоны оборудованы кондиционером, микроволновой печью, обеззараживателем питьевой воды, душевой. 36 подобных вагонов уже курсируют из Москвы и Петербурга в южных направлениях, на Московской, Октябрьской, Юго-Восточной и Северокавказской железных дорогах. В идеале каждый поезд будет иметь в своем составе один подобный вагон. По данным МПС РФ на 2004 год выпущено 130 подобных вагонов. Для того чтобы узнать, есть ли подобный поезд в интересующем вас направлении, вы должны позвонить руководству вокзала, в управление железной дороги или железнодорожное агентство. Как правило, в вагоне, оборудованном для инвалидов, места в купе для них расположены под номерами 25 и 26. При покупке билетов не забывайте, что ваш вагон должен располагаться в середине состава, так как крайние вагоны могут оказаться за пределами платформы, и тогда вам придется спускаться на уровень земли и затем подниматься на платформу. Если же вам удалось приобрести билет в вагон, оборудованный для инвалидов, то об этом не стоит беспокоиться ие только потому, что он оборудован подъемником. Вагоны для инвалидов являются штабными, то есть, всегда расположены в середине состава. Хотя замечено, что бригадиры поезда, «расквартированные» в этих вагонах, уже оценили преимущества подобных куне, поэтому не удивляйтесь, если вам придется потеснить их из вашего купе.
Если вы не используете железнодорожный транспорт в тех же целях, что и Анна Каренина, то побеспокойтесь о своем выходе из вагона. Предупредите заранее проводника своего вагона о станции, на которой собираетесь выходить, а главное - о передаче бригадиром поезда на станцию просьбы о вашей выгрузке из вагона силами медпункта или служащих станции. Не помешает заблаговременно договориться и с кем-нибудь из крепких пассажиров о помощи. Для перемещения по обычному вагону рекомендую запастись коляской со съемными большими колесами, имеющей дополнительные маленькие колеса сзади. Так, я, если платформа находится на уровне входа в вагон, заезжаю в тамбур на коляске. Там снимаю большие колеса и на оставшихся четырех маленьких колесах, отталкиваясь от стен руками, проезжаю в свое купе. В тех случаях, когда платформа находится внизу, без посторонней помощи может обойтись лишь тот, кто привык преодолевать препятствия на заднем месте.
Вознесем хвалу существующим электричкам. Они доступны для колясочников. Конечно, подразумевается, что во входные двери и проходы можно проехать на коляске. Так, отправляясь из Твери в Москву на электричке, я нахожу вагон, в котором есть место для коляски. Обычно есть несколько вагонов, где сиденья начинаются несколько дальше, чем обычно. Заехать в вагон, как правило, удается без посторонней помощи. Для этого желательно выбрать вагон, превышение которого относительно платформы и расстояние от нее как можно меньше. Далее - передние колеса коляски поднимаются и опускаются уже на пол тамбура вагона. Задние колеса при этом оказываются между вагоном и платформой. Для затаскивания коляски вовнутрь вагона следует подтянуться руками за двери или входные ручки, или попросить подтолкнуть сзади кого-нибудь из пассажиров. Выгрузка из вагона производится спиной вперед. Руками беретесь за ручки дверей или сами двери, наклоняетесь вперед, отталкиваетесь. Большие колеса коляски оказываются в щели между вагоном и платформой. Затем энергично отталкиваетесь от вагона - и вы на платформе.
К сожалению, большинство наших станций не оборудовано для свободного перемещения инвалидов. В положительную сторону чаще отмечаются вокзалы крупных городов, имеющие высокие платформы и места подъезда автомашин к почтовым вагонам. Именно им могут быть обязаны относительной доступностью некоторые вокзалы. Например, в Твери я пользуюсь подъездом почтовых машин, с противоположной от вокзала стороны. И, хотя приходится проделывать дополнительный путь, возможно таким образом без посторонней помощи попасть к поезду. Вполне возможно, что, исследовав все подходы на вашем вокзале, и вы найдете лучший для вас подъезд к поезду. К числу относительно доступных вокзалов, имеющих высокие платформы и проверенных личным опытом, могу отнести вокзалы Москвы, Петербурга, Сочи, Симферополя, Нижнего Новгорода, Подольска, Иваново, Кисловодска, Пятигорска. У большинства крупных вокзалов, имеющих несколько платформ для поездов, как правило, доступна только первая платформа, к остальным нужно пробираться по подземным или «навесным» переходам.
И еще: у нас давно существует система, когда инвалид подъезжает в медпункт вокзала, и оттуда ему организуют посадку в вагон. Беда только в том, что инвалиды редко ездят, и опыт подобных услуг мал.

Водный транспорт

К сожалению, менее доступен. Большие речные вокзалы и порты, как правило, изобилуют ступенями, ведущими к пристани. Но главное препятствие - малая ширина трапов, но которым возможен проезд на коляске на судно. И здесь решить проблему можно разве только, осуществив погрузку подъемным краном, как в фильме «Бриллиантовая рука». Но все же забраться на судно можно с помощью двух помощников или самостоятельно, как всегда, па заднем месте. Увлекательность путешествий в водной стихии все-таки перевешивает все неудобства. И сложности, какие испытываешь на себе при погрузке на морские суда, забудутся, а радость каждого путешествия будет свежа воспоминаниями. Так что не ждите, когда водный транспорт станет удобным для инвалидов. Если это и произойдет, то в самую последнюю очередь, такова специфика палубной «архитектуры».

Воздушный транспорт

Относительную доступность имеют лишь те аэропорты, в которых самолеты стыкуются с помощью специальных рукавов к аэровокзальным терминалам. При такой стыковке, благодаря отсутствию трапа, вы сразу сможете попасть в аэровокзал. Единственно, следует уповать на точность стыковки рукава к проему дверного люка. В случае неточной стыковки между полом трапа и полом салона самолета образуется уступ (ступенька). Тем, кто имеет навыки активного использования коляски, он не доставит хлопот, остальным же придется рассчитывать на помощь и спуститься с него задним ходом со страховкой сзади. Аэровокзалы крупных аэропортов оборудованы такими терминалами, и это в значительной степени облегчает загрузку и выгрузку из самолета. Но дальнейшее передвижение в аэропортах бывает затруднено при отсутствии лифтов, с помощью которых можно попасть на уровень посадочного терминала.
«Шереметьево-2». В аэровокзале все доступно для нашего брата, есть и туалет с просторной кабинкой. В медпункте можно расположиться нуждающимся в услугах медицины. Отсюда их отправят к самолету на машине с подъемником. Плюс всегда выделяют двух спецов с узкой коляской для проезда по салону самолета. Хотя про себя скажу для «спиналыников» - это малая радость. Коляска без подлокотников, жесткая и удержать в ней равновесие можно только за счет опоры на головы сидящих вокруг пассажиров. Самая большая трудность может возникнуть при отказе от таких услуг. Посадят насильно. Как говорится, назвался груздем - полезай в кузов. Обычно при регистрации на ваш рейс вам подскажут, куда пройти, и выделят сопровождающего. Собственно, такая методика существует почти во всех международных аэропортах. Конечно, как всегда, бывают сбои в работе служб. Один раз при позднем возвращении кто-то закрыл дверь,

Акция в защиту своих прав

Инвалид, колясочник, спинальник

Инвалид, колясочник, спинальник

Инвалид, колясочник, спинальник

Инвалид, колясочник, спинальник

Инвалид, колясочник, спинальник

Инвалид, колясочник, спинальник

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

Семенов А.Ю. Колясочный маршрут

ведущую к лифту и я, устав ждать, спустился на коляске по неработающему эскалатору. Но думаю, при большем моем терпен ни все решилось бы цивилизованно. Добраться в аэропорт из Москвы можно только на микроавтобусе или автобусе, но все они без специализированного подъемника. А в целом «Шеремстьево-2» показался мне ничуть не хуже других международных аэропортов в плане доступности.
«Шереметьево-1» - удобный аэропорт: без ступенек, доступный медпункт с туалетом. Выезд на поле прямо из медпункта. А по летному полю инвалидов возят на итальянском автобусе с подъемником. В подобных услугах не отстает и Санкт-Петербургский аэропорт «Пулково». В 2007 году планируется ввод в эксплуатацию аэровокзала «Шереметьево-3». Стоит надеяться, что он будет доступен для колясочников, ведь его проектированием занимаются зарубежные архитекторы, привыкшие соблюдать все нормы доступности для инвалидов.
«Домодедово». Вход в аэропорт - без ступенек. Рядом с входом есть удобный заезд на перрон, с которого легко заехать в электричку. На электричке бесплатно можно доехать до Павелецкого вокзала, который переоборудован для инвалидов (за исключением туалета, где нет просторных кабинок). Открыта специальная комната отдыха, а также специальная санитарно-гигиеническая комната для инвалидов. В зале ожидания установлены таксофоны для инвалидов. Зал ожидания, зоны международных российских линий (МВЛ) и внутрироссийских линий (ВВЛ) оборудованы специализированными туалетами.
Работает Служба сопровождения инвалидов. Сотрудники службы сопровождают инвалидов во время всего их пребывания в аэропорту. В комплекс услуг входят: доставка от автопарковки или остановки общественного транспорта на привокзальной площади в здание аэровокзала и на борт воздушного судна, а также сопровождение с борта воздушного судна до наземного транспорта на привокзальной площади. При необходимости - за три часа До вылета возможно размещение в специальном комфортабельном зале. Кроме того, сотрудники службы обеспечивают быстрое и комфортное прохождение регистрации, пограничного и таможенного контроля, а также оказывают помощь в оформлении таможенных, пограничных и миграционных документов, помогают оформить багаж и получить его по прилету. Заказать обслуживание для пассажиров с ограниченной возможностью передвижения можно на любой стойке регистрации или в медицинской службе аэровокзалыюго комплекса. Установленные вблизи медпункта лифты позволяют транспортировать пассажиров в цокольный этаж аэровокзала для последующей доставки на борт самолета на машине.
Предполагается ввести в эксплуатацию специальный амбулифт для транспортировки инвалидов из цокольного этажа непосредственно к воздушному судну. Новая технология транспортировки позволит, пройдя регистрацию, на специализированном лифте попасть в цоколь аэровокзала, а отсюда с помощью амбулифта - на борт самолета. Также два лифта установлены в зоне прилета международных воздушных линий, с их помощью можно легко спуститься на нижнюю автостоянку. Дополнительными лифтами планируется оснастить и общие зоны аэропорта. В частности, будут установлены два лифта в центре аэровокзала рядом с эскалаторами на второй этаж терминала, что значительно облегчит перемещение пассажиров. Во всех устанавливаемых лифтах для удобства кнопки управления движением лифта расположены ниже, чем обычно. Размеры лифтов позволяют беспрепятственно пользоваться ими инвалидам-колясочникам.

* * *

Можно, конечно, более подробно остановиться на каждом аэропорте или вокзале, но поверьте, какие бы вы препятствия на своем пути не встретили, на вокзале или в аэропорте вы не останетесь и обязательно доберетесь до нужного места. Поэтому дерзайте. И, как говорят, счастливого вам пути!

Назад Оглавление Далее