aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Глава 9. Как выбрать коляску

Keep on rolling!
Девиз "Майра-спорта".

(Хочешь жить – умей вертеть).
Очень вольный перевод с англ.

Вы будете смеяться, но инки не знали колеса. А стало быть, в их обществе не было инвалидов-колясочников. Это во многом упрощало работу их министерства социальной защиты. У нас в Старом Свете езда на колесах практикуется давно, и колясочников пруд пруди, но наше Министерство в отношении колясок для инвалидов не сильно ушло вперед по сравнению с американцами (я имею в виду инков). Поэтому слово "выбрать" в названии главы не очень подходит к нашей суровой действительности. Ведь нас еще с советских времен приучили жить по принципу: бери, что дают и пока дают, потом разберемся.

Не буду, однако, гневить Бога, – за последние полтора десятилетия сдвиги все же происходят. Тихо сходят с трассы и догнивают на задворках великие труженицы российского бездорожья – трехколесные коляски образца русско-японской войны, прозванные то ли за грязно-зеленый окрас, то ли за архаичность – "крокодилами". С другой стороны, в черноземной деревне летом 1999 г. я видел своими глазами новейшую углепластиковую модель комнатной коляски, а в сакском парке одновременно прогуливали своих преуспевающих владельцев 10 электрических импортных колясок.

Но тем же летом в г. Печоры Псковской области на крытой булыжником площади перед знаменитым монастырем, над древними стенами которого кичливо возносятся золотые купола храмов, я столкнулся с извечным российским убожеством. Меня, признав за своего, остановила жена местного спинальника Владимира Савельева и посетовала, что муж, который 8 лет назад по совету своего духовника покинул Москву ради богомольного захолустья и надежды на чудо после двадцатилетней давности травмы, не может выбраться из дома в церковь из-за отсутствия резины. Со вторым колясочником, – ампутантом дядей Колей, – мне встретиться не довелось по той же причине. Зато третий и последний печорский инвалид, молодой парень, шустро промчался побираться у святых ворот на вдрызг разбитой ставровской рычажке, обутой в нелепые громадные колеса от мотороллера.

По сведениям из Государственного доклада "О положении инвалидов в РФ" за 1998 г., в 1993 г. инвалиды получили через органы соцзащиты почти 26 тысяч разных колясок. К 1995 году этот показатель снизился до 23,5 тысяч. По-видимому, авторы доклада не могли учесть коляски, приобретенные общественными организациями, подаренные спонсорами и закупленные предприятиями-обидчиками и самими инвалидами. Если же принять во внимание, что многие инвалиды пребывают в вынужденном и тягостном ожидании причитающихся по закону единственных для них средств передвижения, то общее число российских колясочников как раз и подойдет к тем цифрам, которые мы вывели в самом начале книжки.

А из многочисленных писем я знаю, что в комитетах соцзащиты крупных и малых русских городов инвалиды стоят в очередях за колясками по несколько лет. По данным ЦП ВОИ, в 1997 г. очередь страждущих в Краснодарском, Ставропольском, Красноярском краях и в Белгородской области приблизилась к тысяче. И только в благополучной республике Марий Эл, в Костромской и Рязанской областях да, разумеется, в Первопрестольной инвалиды могли получить коляски почти с ходу. Собственно, речь идет не о самих колясках, как раньше, а о комитетских бюджетных деньгах на их приобретение, а это, как вы понимаете, для нашего брата что в лоб, что по лбу.

Но удивляет в письмах и другое: до сих пор не все инвалиды, нуждающиеся в колясках, знают, что органы соцзащиты обязаны рано или поздно предоставить каждому из них одну или две коляски – комнатную и прогулочную. Причем бесплатно. Для того, чтобы встать в очередь на их получение, нужно каждому претенденту (а среди них могут быть не только полностью обезноженные, но и те, кому передвигаться с палками или костылями, да и на своих двоих, во всяком случае, по улице, просто трудно) внимательно прочитать главы "Нас много..." и "Сам себе адвокат". Если вы нашли там свое заболевание, то начните с вызова участкового врача, который вместе с невропатологом и другими специалистами направит вас на социально-медицинскую экспертную комиссию (так теперь называется учреждение, заменяющее бывшую ВТЭК). Как следует из названия, кроме чисто медицинских показаний, сейчас принимаются во внимание и социальные, т.е. семейное положение, жилищные условия и т.п.

Слабая осведомленность инвалидов порой просто поражает. В первом издании книги я описал случай с церебральником Юрием. За 30 лет у него была единственная старая "куйбышевская" коляска, и он, живя в Москве, не представлял, что существуют современные складывающиеся модели, на которых можно выехать на улицу. Но даже в инвалидных организациях нет полных сведений о колясках, выпускаемых, можно сказать, у них под боком. Недавно некий клуб колясочников из крупного причерноморского города нашел богатых спонсоров на закупку реабилитационной техники. Его председатель был готов приобрести дорогие заграничные коляски для активной езды (их в быту называют попросту "активные"), но успел получить от меня данные о значительно более дешевых и мало чем им уступающих отечественных. Я не поленился и подсчитал, что, если бы он вовремя не позвонил мне, то потратил бы лишние 3000 долларов.

В наших городах, действительно, стало все больше появляться таких колясок активного типа. В Саках и Славянске можно одновременно встретить на улицах десятка два-три спинальников, которые предпочли их традиционным рычажкам. Приятно, что среди них преобладают коляски московских фирм "Преодоление" и "Катаржина", попадаются и экспериментальные коляски киевского завода "Арсенал". Таким образом, мы вслед за цивилизованным миром плавно переходим к третьему этапу развития инвалидной техники.

К атрибутам первого этапа, который у нас длился до середины 80-ых годов, я бы отнес громадные рыдваны – кресла с высоченными спинками, упомянутые уже "куйбышевские" комнатные кресла из железок, деревяшек, ваты и дермантина, и трехколесные велоколяски – "крокодилы".

Второй этап ознаменовался переходом к складным комнатным и рычажным коляскам, которые стали незаменимыми прежде всего для автомобилистов. Этот этап начался с открытия специального цеха на Заводе автотракторного оборудования в г. Ставрово Владимирской области, который быстро довел свою мощность до 30 тысяч колясок в год. Как к ним ни относиться, но этим была, по существу, снята острота проблемы на всем пространстве СССР. Ныне общая потенциальная мощность всех предприятий России, выпускающих разные коляски для инвалидов, примерно равна 120 тысячам колясок в год.

Начавшийся около 10 лет назад третий этап принадлежит легким на ходу и по весу юрким коляскам активного типа и электроколяскам.

Сравнивая развитие техники с эволюцией животного мира, я назвал бы наш первый этап эрой ящеров, второй – эрой зверей, а третий – обезьян.

Следующий этап по этой логике должен сравниваться с появлением на эволюционном древе хомо сапиенса – человека разумного и прямоходящего. Каким он будет? Может быть, усердием ученых он подарит нам невиданное открытие, и мы вовсе откажемся от любых колясок и станем ходить прямо, как все остальное человечество? Надо верить, что рано или поздно это произойдет!

Пока, однако, техника следует по пути усовершенствования того, что есть. Осенью 1995 г. я был в германском городе Дюссельдорфе на традиционной выставке реабилитационной техники RENA-95. Вот что меня поразило больше всего: Огромное количество посетителей, в том числе сотни колясочников всех возрастов и степеней подвижности. Их было вдесятеро больше, чем на сакском рынке в базарный день. Среди них едва ли не половину составляли люди, которые у нас не поднялись бы с кровати. А здесь они ездили в электроколясках, управляемыми джойстиками и одним мизинцем, ртом или подбородком, а также оснащенными компрессорами и дыхательными трубками. Некоторые походили на небольшие танки, из которых торчала одна голова. Двух одинаковых колясок в этом разнообразии я не нашел.

На стендах были выставлены коляски, совмещенные с подъемным устройством и меняющие уровень сидения, коляски выпрямляющиеся и позволяющие седоку принять вертикальное положение, детские гоночные коляски, трехколесные велосипеды для подростков с ДЦП и др. Кстати, обзор иностранных колясок, совмещенных с устройством для вертикального положения дан в 51-ом выпуске "Конструкторского бюро "Русского Инвалида" за октябрь 1999 г.

* * *

Когда я лежал в больнице после травмы, и стало ясно, что без коляски не обойтись, мы начали действовать в двух направлениях. Родные через собес быстро получили и привезли в палату куйбышевскую коляску. Теперь можно было "делать обход" других спинальников, о пребывании которых я слышал только от сестер и нянек. На ней контрабандно пронесенным шампанским был встречен новый 1972 год новой жизни. На ней же сразу после выписки мы с товарищем впервые выбрались на "дикую природу", преодолев с полкилометра замшелого подмосковного леса и лугового кочкарника.

Одновременно друзья хлопотали о выделении валюты для заказа более пристойной коляски за границей. (Напомню, что в те годы живые доллары никто не видел в глаза. Это потом лица американских президентов для русского человека стали роднее, чем портреты генеральных секретарей ЦК). Ребята раздобыли каталог англо-американской фирмы "Everest & Jennings" и заверили, что могу выбрать любую модель, какую только пожелаю. Я совершенно растерялся в этом сказочном разнообразии модификаций, размеров и расцветок и в конце концов остановился на самой сложной и дорогой модели (отмечу, что в 1972 г. она обошлась мне по курсу в 180 рублей, сумму смехотворную по сегодняшним меркам да и относительно моей тогдашней пенсии в 700 рублей). Это была складывающаяся коляска с высокой спинкой, закрывающей макушку и снабженной дополнительным подголовником. Подножки, как и спинка, фиксировались в горизонтальном положении, и коляска превращалась в кровать, что казалось особенно важным, так как в ту пору даже после непродолжительного сидения у меня от боли разламывалась поясница.

Коляску привезли домой и, хотя она не вписывалась в прихожую, не влезала в лифт и занимала существенную часть жизненного пространства небольшой комнаты, казалась первое время верхом совершенства и удобства. Я надеялся, что все ее достоинства дадут о себе знать вне дома, и взял ее в Крым, кое-как втиснув в багажник "Москвича". Но полевых испытаний на отечественном асфальте иностранная техника не выдержала. Колеса, обутые в тонкую литую резину, зависали над выбоинами и крутились вхолостую, при этом я чувствовал себя жуком, перевернутым на спину. Громоздкость и малая маневренность не давали никаких преимуществ по сравнению с основным оснащением санатория – креслами в стиле "тюдор". Да и спальными возможностями коляски мне пришлось воспользоваться лишь единожды, когда мы с друзьями заночевали прямо под черным июльским небом в заброшенном садике тогда еще не восстановленной форосской церкви, которую фарфоровый заводчик Кузнецов возвел на скале в ознаменование чудесного спасения семьи Александра Третьего во время крушения поезда по дороге в Ливадию.

Короче говоря, по возвращении в Москву я обменял эту коляску на стандартную комнатную "югославку" у шейника Жоры Решетникова, которому моя приглянулась и, надо думать, подошла больше. Но как не повезло с этой первой, так и не сладилось с ее "наследниками": "Югославку" по просьбе председателя общества инвалидов я отвез свежему ампутанту, а взамен меня включили в список на получение спонсорской "Майры" и "засветили" к моему стыду на телевидении. Комнатную "Майру" я обменял на полуспортивную "Майру", которая тоже не прижилась из-за неудобной спинки и подножек, – с них вечно сползали ноги.

Описывая утомительно эту "многоходовку", я клоню к тому, что прежде, чем при наличии выбора приобретать коляску впервые, надо хоть немного приспособиться к своему новому положению и оценить цели, потребности и возможности, т.е. где вы будете ее использовать – только дома или и вне его, есть ли у вас машина, какой ширины двери в квартире и в лифте, какие лестницы в подъезде, а также какой вес может выжать ваша жена (престарелая мать, дочь, подруга...). Я бы посоветовал на первых порах перепробовать несколько моделей, взяв их на время у знакомых, или хотя бы проконсультироваться с бывалыми колясочниками в обществе инвалидов.

Правильно выбранные модель и тип коляски существенно повлияют на вашу подвижность, самочувствие (в том числе и психологическое), сделают доступнее магазины и парки, а могут и вообще перевернуть вашу жизнь. Так мой сосед Андрей, который многие годы безвылазно лежал и сидел дома (он шейник), приобретя электрическую коляску, гоняет по всему городу Саки и не перестает наслаждаться разнузданной свободой.

Беру также на себя смелость заявить, что ваша посадка и осанка в удобной коляске и ее внешний вид может самым серьезным образом сказаться на отношении к вам окружающих, в том числе – лиц противоположного пола. Во всяком случае, одна очень красивая и молодая, вполне здоровая девушка призналась, что даже приятного облика парень, сидящий в грязной, ржавой и к тому же старомодной коляске, гораздо меньше привлек бы ее внимание, чем подтянутый, спортивного вида мужчина в современной портативной модели. Так что вы напрасно думаете, что женщины ничего не смыслят в нашей технике. Конечно, они не сразу сообразят, где расположены тормоза, но без труда отличат допотопное кресло от коляски новейшей модификации, так же как не спутают "Таврию" с "600-ым Мерсом". Еще добавлю, что один и тот же человек в неухоженном громыхающем на ухабах "динозавре" и в полуспортивной верткой коляске, обгоняющей прохожих, будет со стороны выглядеть в первом случае как жалкий и безнадежный больной, а во втором – временно присевшим на колеса в ожидании полного выздоровления.

Правда, случаются и "проколы". Однажды для участия в программе "Арена" я приехал в Останкино в новой, только что подаренной в Америке, активной коляске. Это был последний писк моды: изящная, но очень простая рама, отсутствие всего лишнего – подлокотников, съемных подножек, никакого хрома, – строгий черный цвет. В передаче, которую вела известный тележурналист Анна Дмитриева, зашла речь о бедственном положении с инвалидными колясками, и после эфира ведущая спросила, специально ли я уселся на эту примитивную коляску, чтобы подчеркнуть наше убожество, или та сверкающая хромом красавица, в которой она привыкла меня видеть, вышла из строя. Я сделал оскорбленную мину, как будто сам был президентом компании Fortress, а вместе с Анной был смущен и оператор, который, оказывается, тоже выискивал камерой мнимые изъяны дизайна моей коляски, неверно принятой за советскую пародию. (На этой американской коляске, ставшей моей любимой, я сижу 11 лет).

* * *

Перейдем, однако, к деловой части нашего разговора. Какие вообще существуют инвалидные коляски?

По условиям эксплуатации: больничные, комнатные, прогулочные, полуспортивные ("активные") и спортивные (гоночные, баскетбольные, теннисные).

По приводу в движение: пассивные, т.е. толкаемые помощником, обручные, рычажные, цепные и электрические (или комнатные с электроприводом).

По расположению и числу колес: трехколесные (велоколяски, гоночные, велосипеды для церебральников и некоторые больничные и санаторные с маленьким колесиком сзади), самые распространенные четырехколесные (с передними малыми или большими колесами, с переменным расположением тех и других или с четырьмя одинаковыми колесами) и, наконец, шестиколесные (с убирающимися большими колесами и превращением в зауженную пассивную коляску).

По компактности: стационарные с жесткой рамой, складывающиеся, со съемными колесами, подножками и подлокотниками.

Существуют также специальные коляски для подростков, для детей, для грузных людей, с фиксаторами конечностей для спастиков, обручные и рычажные для движения одной рукой и др.

Как большие, так и малые колеса бывают надувными и литыми, в спортивных гоночных колясках используются бескамерные надувные "трубки" для гоночных велосипедов.

* * *

Если у вас вследствие, например, миопатии или высокой травмы шеи совершенно не работают руки, то вам нужна пассивная коляска без привода, которую сзади будут толкать родные или помощники. Такими колясками снабжены больницы, а также заграничные аэровокзалы: Ты сдаешь свою коляску в багаж и пересаживаешься в казенную, в которой тебя всюду сопровождает специально прикрепленный сотрудник авиакомпании. Пока он не появился, ты все время порываешься дернуться с места, по привычке хватаясь за отсутствующие обручи, и чувствуешь себя обиженным, как младенец, у которого ноги в слишком высоких "ходунках" не достают до пола. Приходится сидеть в дурацком положении посреди зала ожидания и прислушиваться к опасному урчанию в животе.

Главным недостатком пассивных колясок служит малый диаметр задних колес, что затрудняет подъем по лестнице "волоком".

Пассивные складные коляски на четырех малых колесах моделей БК-20, БК-21 и БК-23 выпускаются Уфимским заводом (см. ниже). Они имеют ширину сидения 450 мм, общую ширину 650 мм, снабжены мягким автомобильным сидением и весят 26 кг.

Как правило у большинства шейников с поражением на уровне С5-С6 движения в предплечьях и кистях восстанавливаются настолько, что они могут передвигаться вполне самостоятельно в обычных комнатных и, тем более, в более легких активных колясках, вращая подушечками ладоней либо сами колеса, либо гофрированные и шершавые обручи, либо обручи типа штурвала на некоторых импортных колясках. Поэтому не торопитесь обзаводиться пассивными колясками, не испытав своих возможностей.

Электрические коляски на аккумуляторных батареях выпускаются всеми уважающими себя зарубежными фирмами. Наиболее совершенные из них управляются не только пальцами с помощью джойстиков и тумблеров, не только легким надавливанием подбородка на специальный отвод, но даже голосовыми командами. Стоят такие напичканные электроникой машины несколько тысяч долларов. Иногда электроколяски, бывшие в употреблении и восстановленные, поступают к нам благодаря неутомимой деятельности западных благотворительных организаций. Так, Нина Дориццы, сама тяжелейший инвалид, живущая в Швейцарии, и имеющая русские корни, вместе со своим другом и единомышленником Райни Глоором, поставила в Москву больше десяти электроколясок с новыми аккумуляторами и новой резиной.

Отечественные коляски на электрическом ходу сконструированы Уфимским заводом металлопластмассовых изделий, но их серийный выпуск сдерживается отсутствием заказов от неплатежеспособных органов социальной защиты. Башкирская коляска отличается тем, что электродвигатели вмонтированы непосредственно в ступицы ведущих задних колес (принцип "мотор-колесо").

Мечтая об электрической коляске, надо представлять трудности использования этой техники в наших условиях. Я имею в виду плохой асфальт, бесконечные непреодолимые для таких колясок бордюрные камни, недоступность жилых домов и общественных зданий (лестницы и узкие лифты) и неудобство хранения колясок, требующих дозарядки, вне дома. Идеальный вариант эксплуатации электроколясок – это ежедневные поездки на работу на расстояние до 10 км, когда инвалид живет в частном доме или имеет гараж с электропроводкой, где можно подзарядить аккумуляторы и пересесть в комнатную коляску, чтобы потом подняться к себе на этаж.

Пока отечественными электроколясками мы не избалованы, выходом из положения для людей со слабыми руками могут служить электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Рассмотрим две модели таких устройств, выпускаемых в России фирмами "Тиун" в Зеленограде и "Гефест-М" в Москве. Первая реализует свой вариант привода к стандартной ставровской коляске модели 400. Он быстро устанавливается, весит всего 7 кг в чистом виде, а с аккумулятором – 30 кг. Если снять батарею, коляска останется складной. Металлический фрикцион вращает одно из колес, будучи прижатым к протектору, и его можно легко отвести от колеса. Управление идет от рулевого рычага под правую или под левую руку и от переключателя хода вперед-назад.

Конечно, привод на одно колесо сильно снижает маневренность и мощность, но все же позволяет перемещаться не только в тесной комнате, но и по сухому асфальту со скоростью до 5 км/час. Одной зарядки хватает на 20 км пути.

ТИУН ЛТД – электротехническая продукция – производство
124460, Москва, Зеленоград, а/я 21
тел.: (495) 535-9564 – секретарь; тел./факс: (495) 535-9488

Привод ИННЭЛ-ЗМ фирмы "Гефест-М" при Московском энергетическом институте работает на батареях емкостью 55 или 60 А•ч. При этом коляска развивает скорость до 6 км/час, пробегает до зарядки 25 км, преодолевает уклон до 7° и имеет общий вес 65 кг. В отличие от привода "Тиун", управление резиновыми редукторами на оба больших колеса осуществляется джойстиком. Привод может быть установлен на коляски Ставровского завода – модели 400, 600 и 700.

Пользователи привода отмечают следующие недочеты: 1. При поперечном развороте малых колес (это случается, например, в узких проемах) мощности двигателя не хватает для приведения их в параллельное положение. При этом часто перегорают предохранители. 2. Слабость электропроводки, пластиковый незащищенный джойстик и неудобный его демонтаж.

Гефест-М ООО – кафедра электротехники МЭИ
125167, Москва, Красноармейская ул., д. 14
тел.: (495) 918-10-50, 918-10-70
Телефон гарантийной мастерской: (495) 362-74-29

Общий недостаток всех приводов с фрикционным движителем, прижатым непосредственно к резине колеса в том, что сцепление ролика ослабевает на мокром асфальте, на слабо накачанной шине и на стертом протекторе. К тому же покрышки обоих колес быстро и неравномерно изнашиваются.

Все это, а также приспособленность обоих приводов к ограниченному количеству модулей заставляет рассматривать их применение, разве что, от нашей бедности.

Этих недостатков лишен привод израильской фирмы TZORA, который производители назвали именем древнееврейского богатыря Самсона. Здесь коляску приводит в движение моторчик, который вместе с колесом диаметром 25 см (наподобие навесных сельхоз-орудий) по желанию поднимается или опускается на асфальт сзади между большими колесами при помощи пульта управления. Такая коляска двигается в любую погоду, поднимается по склонам до 21°, преодолевает бордюры до 15 см, ездит по траве и по пересеченной местности. Привод снабжен дополнительным средством, обеспечивающим безопасное торможение. Вес привода с аккумуляторами 10 кг, дальность движения до 20 км, скорость до 5,5 км/час. Он крепится на любую – пассивную, комнатную и рычажную коляски. Такой привод стоит недешево – около 1500 долларов и, конечно, органами соцзащиты не оплачивается, но богатое предприятие в состоянии приобрести его для своих инвалидов. В Саках я увидел его в действии у шейника Ивана Аверкина, который его хвалит – не нахвалится.

Редко, но бывает, когда к парализованным или ампутированным ногам добавляется ампутация или паралич одной руки. Куда чаще не могут передвигаться на ногах лица с последствиями гемипареза (сразу после инсульта). На наших колясках такие инвалиды крутят здоровой рукой поочередно правое или левое колесо или во всю силу налегают на один рычаг. Многие фирмы за границей (Майра, Ортопедия, Вермейрен и др.) выпускают специальные коляски для одноруких. На одном из колес обручной коляски устанавливаются телескопически оба обруча разного диаметра. При этом меньший обруч вращает противоположное колесо посредством оси, пропущенной через ось подручного колеса с обручем большего диаметра. Переменное вращение обручей дает возможность маневра, а одновременный захват обоих позволяет двигаться прямо. Такие коляски больше подходят для молодых энергичных людей, чем рычажные, на которых под правую или левую руку крепится рычаг с переключателем "вперед-назад", рулем и тормозом. Эти коляски менее маневренны и быстры по сравнению с обручными, так как рычаг имеет рабочий ход только в одном направлении. В ближнем зарубежье коляска для одной руки модели V-23 производится литовским АО "Пунтукас".

70-80% колясочников России и стран СНГ пользуются комнатными колясками Ставровского завода автотракторного оборудования, которые скопированы с двух старых модификаций "Майры" и выпускаются по лицензии этой немецкой фирмы. Они были первыми отечественными колясками, по некоторым параметрам приближавшимися к западным стандартам 70-ых годов. Главные их достоинства, которые не утрачены до сих пор, это прочность и устойчивость. Коляски не имеют склонности к "нырянию", чем страдают, например, комнатные "югославки" (коляски словенской фирмы "Соча Опрема").

Ставровская модель 400 благодаря особой "майровской" крестовине имеет как бы независимую подвеску всех четырех колес, не допускающую пробуксовку и зависание, что очень важно при езде по пересеченной местности и битому асфальту. Она отличается отнесенными несколько кзади осями задних больших колес, которые крепятся на дополнительном кронштейне. Это предотвращает запрокидывание, особенно опасное для лиц со смещенным назад центром тяжести (ампутантов или инвалидов с детства с сильным недоразвитием ног). Но это преимущество обращается в неудобство при необходимости перейти в положение баланса на одних задних колесах (встать "на дыбы") для преодоление уступов и других препятствий (см. следующую главу).

У гораздо более распространенной и упрощенной модели 401 оси задних колес крепятся во втулках непосредственно на вертикальных стойках рамы, поэтому ампутантам ею пользоваться более рискованно. Она имеет простую крестовину и годна в основном для помещений. Основным недостатком всех ставровских колясок является их вес (25-27 кг), малая маневренность и тяжесть на ходу, а также невысокое качество отделки и покраски.

Коляски выпускаются с шириной сидения 43 см, но для тех, кому она велика, есть возможность ее самостоятельно сузить. Это создает дополнительные удобства для проезда в лифт и другие узкие проемы. Для этого из каждого из четырех концов крестовины вырезаются равные отрезки, которые скрепляются вставными втулками и пальцами-болтами (см. рис. 27).

Схема сужения колясок

Рис. 27. Схема сужения колясок "Ставрово" и "Майра".

Правда, после такой хирургической операции коляска станет не только уже, но и ниже, а это не всем придется по душе (и по росту). Поэтому Андрей Желудов применил более простой вариант сужения, но только в пределах 30 мм (см. рис. 28). Он разобрал узел крестовины и отпилил у обеих втулок с отверстиями по 30 мм до стыка с косыми трубками креста. Затем надел снова вторую часть втулки на внутренний палец, а на месте старого отверстия просверлил новое, совмещенное с отверстием пальца. В сложенном виде один бок коляски оказывается немного выше другого, но это ничему не мешает.

Схема сужения колясок

Рис. 28. Схема сужения колясок "Ставрово" и "Майра" по А.Желудову.

Но самый остроумный способ сужения колясок с крестовиной типа "Майра" предложил Александр Власов из Херсона. Его способ оказался таким простым и безболезненным для коляски, что, увидев ее в сакском санатории, некоторые ребята захотели тут же повторить его опыт. Одна оговорка: этот прием позволяет сузить коляску сразу на 80-90 мм и не меньше, что приемлемо только для подростков или для людей с очень узким тазом. Однако, при надобности можно снова придать коляске прежний вид. Важно также, что она сохраняет высоту и что таким же образом можно сузить прогулочные рычажные коляски "Майра" и "Ставрово".

Итак:

  1. Выкручиваем центральный болт узла крестовины.
  2. Меняем местами крест накрест правую и левую боковины и выбиваем внутренние пальцы.
  3. Просверливаем новые отверстия в узле креста, совпадающие со старыми отверстиями в пальцах.
  4. Вставляем вновь пальцы и фиксируем узел центральным болтом.
  5. Ушиваем образовавшуюся в результате сужения складку на сидении и спинке (это, кстати, нужно сделать при любом способе сужения) или лучше, сняв их с рамы, навертываем материал на металлические планки, вставленные в края, до нужной ширины и вновь крепим их саморезами.

Зауженная комнатная коляска готова.

Для прогулочных колясок нужно дополнительно:

  1. В перекладине-распорке выкрутить болт и перевести ее в замкнутое положение.
  2. Поставить колеса параллельно и просверлить новое отверстие в одной из половинок распорки.
  3. Прут рулевой тяги укоротить с одной стороны (или изготовить новый) и нарезать новую резьбу для шарового шарнира.

Уверяю, что все эти процедуры труднее описать на бумаге, чем сделать руками (во всяком случае, если они растут не из заднего места) в любом гараже, а при наличии электродрели – и дома. Но на этом переделки колясок, которым подвергают их многочисленные "очумельцы", не кончаются.

Можно не только сузить коляску, но и укоротить ее для большей маневренности в малогабаритной квартире. Особенно это выгодно для людей с недоразвитыми ногами. Это делается обрезанием верхней части кронштейнов подножек до уровня стаканов передних колес и привинчиванием или притягиванием хомутами их к передним стойкам рамы. Сами педали подножек для еще большей компактности разворачиваются внутрь. С этой же целью можно вообще убрать подножки, а на стаканы насадить единую фанерную или дюралевую доску. Еще проще нацепить для ног ремень. В любом случае при посадке в пассажирский лифт не нужно будет отстегивать мешающие стандартные подножки.

Андрей Непряхин из Тамбовской области придал своей "ставриде" более спортивный вид, значительно обрезав спинку и подлокотники. Иногда на комнатных колясках можно видеть рулевое устройство в виде Т-образного рычага, приваренного к вертикальной оси вилки малого колеса. Шустрым ребятам оно помогает при разгоне на крутых спусках. Александр Леньо советует не приваривать рычаг намертво, а сделать его съемным и вставлять в прорезь. Он же может выслать схему электроподсветки под подножкой, которая для экономии батарейки работает в импульсном режиме. Для сакских "дикарей" это изобретение было бы крайне полезным, так как город вечером погружается в кромешную тьму, а асфальт такой, что трассу, по которой возвращаешься домой, приходится изучать засветло.

Адрес Александра Леньо:
626442, Тюменская обл., г. Мегион, Строителей ул., д. 3/3, кв. 80
тел.: (34663) 3-12-01.

Спастики-церебральники обычно передвигаются на колясках задом наперед, как кот в поэме Чуковского "Тараканище". Они используют для этого мышцы-разгибатели более сильной, "толчковой" ноги, а чтобы не налететь на препятствие, вынуждены все время озираться, задирая голову. Если на подлокотники укрепить пару автомобильных боковых зеркал, им было бы удобнее. На подошву туфли можно приклеить или пристегнуть на липучке кусок велосипедной покрышки с грубым протектором – толчок будет эффективнее, а обувь сохраннее.

Чтобы стопы не соскальзывали с педалей подножки, в них всверливают короткие (20-30 мм) столбики-ограничители, попросту болты с пробками. Альтернативой им могут служить ремни-стремена, но они не всегда желательны из-за риска упасть и сломать зафиксированные ноги.

Металлическая раздвижная распорка для спастичных коленей

Рис. 29. Металлическая раздвижная распорка для спастичных коленей

Спастика, особенно у церебральников и шейников, сводит колени и разгибает спину, при этом человек постепенно съезжает с сидения. Чтобы этого избежать, можно соорудить распорку для бедер из дерева, пенопласта или раздвижную из металла (см. рис. 29).

Газета "Русский Инвалид" постоянно публикует оригинальные предложения своих корреспондентов-конструкторов по усовершенствованию и различному использованию инвалидных колясок. Вслед за сентябрьским номером газеты за 1999 г. приведу перечень таких публикаций по темам с указанием времени выхода соответствующего номера газеты: Роликовые стулья-коляски (август 95 г.). Стул-каталка (январь 96 г.). Кресло-коляска (январь 97 г.). Зимние сани для инвалидной коляски (ноябрь 96 г.). Коляска для малогабаритной квартиры (сентябрь 97 г.). Усовершенствование модели 407 (ноябрь 97 г.). Реабилитационные коврики-тренажеры для инвалидных колясок (январь 98 г.). Проблема лестницы (февраль 98 г.). Руль для колясок моделей 400 и 401 (декабрь 98 г.).

Немалую сложность в наши дни представляет добывание запасной резины для любых колясок. Самое надежное – переобуть коляску в литые ненадувные шины с протекторами (гладкая резина годна только для дома). Конечно, на улице они жестче, но зато нет риска прокола вдали от дома. К тому же они в 3-4 раза дольше носятся. Единственное, что надо иметь в виду, это возможность соскакивания при резких поворотах на месте, особенно на песке, гальке или на булыжной мостовой. Но и в таком случае шину легче вернуть на обод, чем перебортировать и надуть камеру. Пару лет назад я, будучи в Чехии на автомобильных соревнованиях, купил несколько комплектов словацкой (Братислава) литой резины, обул в нее свою активную и комнатную коляски и теперь горя не знаю.

Для удобства я свел в таблицу наиболее распространенные виды резины, используемой для инвалидных колясок, и указал, где еще они применяются.

Таблица резины для инвалидных колясок

Модель, тип коляски Размер резины Где применяется еще
Рычажные "югославки",
Соча, Словения
23х2,25
23х2,00
Мопед "Рига-4"
Комнатные, Майра, Соча,
а также все активные
540-37
(24х1%)
------
Комнатные "КИС",
велоколяски трехколесные,
кресла куйбышевские 70-ых г.г.
622-40
622-37
(622-32)
Дорожные велосипеды
"Харьков", "Турист"
Комнатные, Ставрово 400, 401,
комнатные и рычажные, Львов
533-37 Детские велосипеды
"Орленок", "Салют"
Комнатные и рычажные, Майра
(модели 80-ых годов)
507-47 Велосипед "Альтаир"
(Прибалтика)
Рычажные, Ставрово 406, 407,
Вермейрен (Бельгия)
406-47
406-44
406-40
Складные велосипеды
"Аист", "Десна",
"Кама", "Тисса"
Рычажные, Майра (новые модели) 406-54 ------
Рычажные, малые колеса
большинства моделей
203х62
205х56
Детские велосипеды,
самокат "Зайчик"
Комнатные, Ставрово 400, 401
малые колеса
(12½х2¼) Лыже-роллеры
Комнатные, Майра, малые колеса 200х47 ------
Все активные, малые колеса 7х1¾ и др. ------

Примечания: Первое число – диаметр обода, второе – диаметр трубки. Камеры размером 533 и 540 взаимозаменяемы.

За последнее время, кроме двух комнатных колясок, Ставровский завод наладил выпуск детских (подростковых) колясок. Большие задние колеса у них такие же, как у рычажной модели, а малые передние – литые. Внешне коляска выглядит довольно аккуратно. Недостаток ее в том, что задние ведущие колеса расположены низко, и рукам порой трудно дотягиваться до обручей.

В 1994 году совместное российско-американское предприятие "ДАБ Интернейшнл" начало серийный выпуск комнатных колясок "ДАБ-1". Они испытывались в комплекте с американскими цепными приводами-приставками переднего ведущего колеса во время пробега инвалидов по столицам бывших советских республик, который проводил клуб "Приключение". Я встречался с участниками пробега и интересовался их мнением о новых колясках. Все восторгались приводами, оценка же самих колясок была куда более сдержанной. Годом спустя этими колясками был оснащен Второй фестиваль творчества инвалидов, участники которого спускались на пароходе "Глеб Кржижановский" по Волге, посещая прибрежные города с выставками, концертами и семинарами. Там я впервые познакомился с колясками воочию. Коляска ДАБ имеет жесткую раму, но складную спинку и съемные подлокотники, и колеса с углепластиковыми ободами и спицами. Тонкостенные трубы из нержавеющей стали позволили снизить вес до 15-16 кг, что на 10 кг меньше ставровских колясок даже без снятия задних колес. Коляски ДАБ выпускаются с шириной сидения – 350, 400 и 450 мм, т.е. как бы в подростковом, взрослом и богатырском вариантах, и общей шириной до 620 мм. Большие колеса надувные, малые – литые. При внешней привлекательности, в деле эти коляски оказываются неуклюжими. Они закупаются некоторыми региональными органами соцзащиты, но из-за их неоправданно большой стоимости предпочтение все же отдается ставровским и появившимся в последние годы уфимским комнатным коляскам.

ДАБ Интернейшнл
193012, Санкт-Петербург, Обуховской Обороны пр., 295, а/я 25
тел.: (812) 100-52-57, 109-61-69, факс; 100-59-00

Башкирские комнатные коляски (БК-1А, БК-15 и БК-19) делаются на Уфимском заводе металлопластмассовых изделий по моделям петербургских конструкторов. Я испытывал опытный образец одной из этих колясок, присланный в ЦП ВОИ из Петербурга еще 10 лет назад, и вот только недавно в упрощенном варианте он вошел в серию. БК-1А – базовая складная модель – характеризуется съемными большими колесами с литой резиной. При их снятии коляска опирается на третью пару колесиков, что позволяет протиснуться в проем не шире 500 мм. К тому же коляска комплектуется домкратом-стяжкой, сужающим ее до 560 мм. Еще одним достоинством является быстрая взаимная перестановка спинки и подножек. При этом большие колеса могут оказаться как спереди, так и сзади, – кому как нравится. Ширина сидения 450 мм. Общий вес ее – 26 кг – может быть существенно снижен за счет быстрой разборки.

Уфимский завод стал поставлять свою продукцию в десятки регионов России, в том числе и по заказу Московского комитета соцзащиты. Коляски – вполне прочные и устойчивые. Несколько несовременный дизайн и невысокая маневренность позволяют рекомендовать их пожилым людям, ведущим домашний образ жизни.

Такого же типа коляска БК-15, но с шириной сидения 350 мм предназначена для детей от 6 до 14 лет, а детская модель БК-19 снабжена мягкой моющейся подушкой и имеет значительно меньший вес – 17 кг. Изготовители считают, что она будет удобна для детей с ДЦП.

Уфимский завод металлических и пластмассовых изделий, ФГУП
450069, Башкортостан, Уфа, Высоковольтная ул., 6
тел.: (3472) 67-16-13, факс: (3472) 67-16-73
тел.: (3472) 15-27-43 и отдел маркетинга 15-33-81 - старые

Коляски, переходные от комнатных к активным, моделей КАР-2 и КАР-3, сделанные из легких композитных материалов с применением модульной сборки, выпускает фирма ИНКАР. Вес колясок не более 14 кг, цена около 200 долларов, Я попробовал сидеть и двигаться в этой коляске, и мне она понравилась. Удобно, что коляску можно подогнать индивидуально под каждого пользователя, а также то, что у нее снимаются не только задние, но и передние колеса, и она становится еще более компактной.

ИНКАР позаботился и о детях. Модель КАР-1 весом не более 12,5 кг также со всеми быстросъемными колесами предназначена для детей-спинальников, и стоит от 165 долларов, а ее несколько более дорогая разновидность с фиксаторами для ног, регулируемым сидением шириной от 34 до 41 см и возможностью крепления столика, – стоимостью от 180 долларов – для детей с ДЦП. Надо учитывать, что указанные цены действуют в условия оптовой поставки. Розничные цены являются договорными.

Инкар-М – производство колясок для инвалидов
141070, Королев Московской обл., Ленина ул., 4a
тел.: (495) 513-6649, тел./факс: (495) 513-6902

Стандартные и не очень нарядные коляски производил в России Пензенский, а на Украине продолжает выпускать Львовский велозавод. Небольшие партии изготавливаются в Перми. Я не буду останавливаться на них более детально.

Подводя итог краткому описанию отечественных комнатных колясок, приходится констатировать, что современной коляски, отвечающей всем требованиям удобства, мобильности, компактности, легкости и привлекательной внешности, у нас пока не создано.

* * *

О разнообразии заграничных колясок я уже говорил, и описать хотя бы малую часть из них я не берусь. Если у вас есть деньги или спонсоры, то начать нужно с изучения каталогов фирм-производителей. Некоторые западные фирмы имеют свои представительства в столицах стран СНГ. В них можно не только взять каталоги но и познакомиться с наиболее ходовыми моделями, а также получить консультацию. В Москве многие годы существует представительство германской фирмы "Майра". Она открыла недавно свою контору также в Ташкенте.

Meyra – представительство фирмы – Wilhelm Meyer GMBH / Germany
111396, Москва, Мартеновская ул., 29
тел.: (495) 303-1111, 303-3335; факс: (495) 303-2138

Нельзя упускать возможность увидеть реабилитационную технику на крупных выставках. В ЦП ВОИ на Удальцова ул., 11 в Москве постоянно выставлены почти все модели отечественных и некоторые модели зарубежных колясок, а также подъемники для ванн и другие приспособления, нужные инвалидам. Подобная, тоже постоянная, выставка открыта недавно в Центре технических средств реабилитации Комитета соцзащиты г. Москвы. Она работает: пон. - чет. с 10 до 15 часов.

Московский Центр технических средств реабилитации
109088, Москва, Новоостаповская ул., 6, стр.1
тел.: (495) 274-4758 – регистратура, 274-1864
тел./факс: (495) 274-0288 – справочная
Реализация технических средств реабилитации по показаниям БМСЭ

Выбрать и купить коляску можно также во Всероссийском центре реабилитации инвалидов в Москве по Астрадамская ул., 15 (тел./факс: (495) 211-13-55), хотя вся продукция там реализуется со значительными торговыми наценками.

В специализированных санаториях, где лечатся колясочники, столбы пестрят объявлениями о продаже любых колясок, и там хорошую импортную коляску, новую или б/у, можно приобрести за полцены и даже дешевле. Наконец, просматривайте рекламные газеты, где тоже можно наткнуться на объявление о продаже коляски, оставшейся после смерти владельца или подаренной благотворителями.

Перед новичками часто встает вопрос, чему отдать предпочтение – большим или малым колесам спереди. Для меня вопроса нет – только второму варианту. Постараюсь это доказать. С колясок, у которых малые колеса впереди, удобнее пересаживаться в кровать, на другую коляску, в машину, в ванну, на унитаз и т.п., так как, сняв подножки, к ним можно подъехать вплотную. Сняв подлокотники, легче подъехать и к столу. При навыке легче преодолевать бордюры, ступени и другие препятствия, а также самому опускаться и подниматься по лестнице (об этом в следующей главе). Пожалуй, основным преимуществом коляски с большими передними колесами служит ее укороченность за счет того, что подножки утоплены между колесами, но, как я рассказал выше, коляски второго типа тоже можно укоротить. На ней легче вскарабкаться по очень крутому пандусу, не боясь опрокинуться. При некоторых параличах мышц рук толкать колеса ладонями спереди бывает легче, чем заводить руки назад.

Несколько слов о подушках, совершенно необходимых для людей с нарушенной трофикой. Противопролежневые подушки бывают двух видов – гелевые и воздушные. Первые состоят из относительно более плотного латексного корытца, в которое залит жидкий состав. Такие подушки выпускаются в подмосковном городе Реутов (см. глава 3). Подушки второго типа легко представить, если вспомнить спину с плотно сидящими медицинскими банками, только на подушке эти волдыри резиновые, и заполнены воздухом, который перетекает с места на место и устраняет застой в ягодицах и крестце. Стоят такие подушки не менее 200 долларов США, но купить их можно не только в Штатах, но и, например, в Польше, где они стали выпускаться по лицензии.

Рис. 30. Самодельная "анатомическая" подушка из пористой резины (латекса)

Самодельная анатомическая подушка из пористой резины (латекса)

Самому лучше всего соорудить подушку из 4-6 слоев тонкого поролона общей высотой 10-12 см и двух наволочек, – внутренней, – из водоотталкивающей ткани и внешней, – из плотного, но не скользкого и легко стирающегося материала. Такую подушку легко проветрить, еще проще заменить отдельные листы. Так как подушка часто сползает с сидения, желательно лямками привязывать ее к стойкам спинки. Некоторые кладут поверх подушки куски бараньих шкур или другой мех – хорошее средство против опрелости, другие подушкам предпочитают резиновые круги, надутые наполовину и стянутые бинтом. Очень хорошие подушки получаются из микропористого латекса, вынутого из сидений для автомобилей, тракторов и комбайнов. Из них можно вырезать "анатомическую" подушку с углублением для копчика. Для лиц с сильной сводящей ноги спастикой (ДЦП) можно оставить возвышение, разделяющее бедра (см. рис. 30).

Рис. 31. Самодельная подушка из велосипедных камер.

Самодельная подушка из велосипедных камер

Рис. 32. Трусы-подушка для "земляных" работ

Трусы-подушка для земляных работ

Вернемся, однако, к коляскам. Наиболее современными являются коляски для активного образа жизни (полуспортивные или "активные"). Когда я много лет назад впервые увидел такую коляску у Мерилин Голден, активистки инвалидного движения из Калифорнии, заглянувшей ко мне на огонек, она показалась хлипкой и куцей и так же, как Анне Дмитриевой, откровенно не понравилась. Со временем пришлось круто изменить мнение об этих колясках, легких, прочных, вертких и вообще функциональных. Теперь меня не заставишь дома пересесть с активной коляски "Эдж" даже на "Майру". Она служит мне верой и правдой больше 10 лет, и ее алюминиевая рама все как новенькая.

Благодаря идеальной индивидуальной центровке тяжести (перемещением втулок осей колес в прорезях рамы) и очень маленьким передним колесикам активные коляски обладают прекрасной маневренностью и могут развернуться в пространстве шириной менее одного метра. Вес титановых или алюминиевых колясок снижен до 8-9 кг, а после мгновенного сбрасывания колес простым нажатием кнопки на оси – остается и вообще 5-6 кг. Колесам можно придать наклон для большей боковой устойчивости, а изгиб боковин стационарной подножки не дает бедрам разваливаться, а стопам – сползать. Несмотря на относительно низкую спинку, коляски с успехом используются спинальниками и шейниками с любым уровнем поражения. Кроме повседневного применения в комнате и на улице, на активных колясках играют в настольный и большой теннис, в бадминтон и баскетбол, соревнуются в слаломе и в танцах.

В России выпуск активных колясок налажен около 10 лет назад благодаря старанию и энергии Дмитрия Сенюкова, который привез первые коляски из Швеции, вовремя понял их преимущества и необходимость производства у нас и убедил в тогдашнего министра соцобеспечения Эллу Памфилову в финансовой поддержке этого проекта. Хорошо зарекомендовали себя на отечественном и ближне-зарубежном рынке две модели активных колясок центра "Преодоление", которым руководит Д. Сенюков: "Мастер" и "Ламбада". Их отличает хороший дизайн, компактность и легкость. Рамы обеих колясок жесткие, сидение у "Ламбады" шире.

Центр реабилитации инвалидов на колясках "Катаржина", отпочкованный от "Преодоления", разработал и внедрил в серию две активные коляски: "Пикник" с жесткой рамой и складную "Крошку Ру" – самую легкую отечественную коляску общим весом 8,8 кг. Ее компактность особенно выигрывает при погрузке в машину. Небольшие партии игровых и активных колясок производит фирма "Люкор" в Питере и предприятие в г. Салда Свердловской области. Последняя сделана из титана. Недавно "активные" коляски оригинальной конструкции стали производиться в Самаре.

Сошлюсь на авторитетное мнение инструктора по обучению преодолению препятствий на колясках мастера спорта Валерия Рыжкова, который испробовал все модели отечественных активных колясок и мог их сравнить с зарубежными по маневренности, прочности, удобству и ходовым качествам. После недолгого раздумья он высказал предпочтение коляскам обоих московских фирм. Стоимость алюминиевых и титановых активных колясок в России колеблется в пределах 400-450 долларов, а тонкостенных стальных существенно дешевле, но так или иначе, эти цены в двое-трое ниже, чем у аналогичных колясок на Западе. Неплохие коляски, правда, не вошедшие в серию, выпустил киевский завод "Арсенал". Польские активные коляски близки по цене и качеству к российским.

Важно отметить, что центры реабилитации "Преодоление", "Катаржина" и "Преодоление-ВАЗ" (г. Тольятти) проводят сборы для колясочников по обучению езде, борьбе с препятствиями и другим сторонам активной жизни. На этих сборах всем участникам бесплатно предоставляются коляски собственного производства.

Попасть на такие сборы можно лишь по путевке местного комитета соцзащиты, который должен заключить договор с одним из центров.

Прогулочные коляски имеют, как правило, рычажный привод и в основном бытуют у нас и в странах третьего мира (рука не поднялась написать: "у нас и в других странах третьего мира"). На Западе от них давно отказались и для дальних поездок на открытом воздухе используют электрические или те же активные коляски.

Ставровский завод производит аналог старой майеровской рычажки, сохранив ее индекс 407, с большими передними колесами. Ей насыщен отечественный рынок, и ее можно встретить повсюду от Бреста до Владивостока. Почему завод выбрал для массового производства именно эту модель, а не более приемлемую 406, известно одному Богу, хотя несколько пробных малых партий 406-ой модели все же вышли из его ворот. Официальная стоимость коляски модели 407 где-то около 170 долларов, но на "черной бирже" ее можно купить за втрое-вчетверо меньшую сумму. Преимущество переднеприводной рычажки в легкости на ходу за счет меньшего диаметра ведущих колес по сравнению с заднеприводными "Майра"-406 и "Соча", но при более частой работе рычагами. По сравнению с югославской рычажкой, весящей 43 кг, "ставрида" тянет всего на 35 кг и имеет рулевое устройства на обоих рычагах, что важно для некоторых "асимметричных" церебральников и шейников, ну и, понятно, для лиц с одной ампутированной рукой. Главными же недостатками являются малая проходимость на тяжелых грунтах из-за пробуксовки ведущих колес, смещенных вперед из-под центра тяжести седока, а также малая маневренность (большой радиус разворота). Пересаживаться с такой коляски на кровать и в машину менее удобно, чем с колясок с малыми передними колесами.

Рычажную коляску, в чем-то похожую на 407 модель, можно приобрести на Видненском заводе. Ее модель ИКВ-1, вес 23 кг, ширина от 38 до 48 см.

Легкую рычажку весом всего 15-17 кг с вариантами рамы из стали, нержавейки или алюминия выпускает "ДАБ Интернейшнл".

Словенская (бывшая "югославская") рычажка фирмы "Соча-Опрема" модели VI-9 – настоящий трактор по весу, проходимости и прочности. Поэтому крепкие парни предпочитают ее другим прогулочным коляскам, но для шейников и женщин все же больше подходит более изящная "Майра-406", купить которую по рыночной цене, а не по цене фирмы становится все труднее. Приличные рычажки производятся также фирмами "Ортопедия" и "Вермейрен".

Летом 1999 г. на спинальных курортах появились необычные компактные коляски с низкой посадкой и изогнутыми рычагами, это была опытная модель 178 киевского завода "Артем" весом 27 кг. Трудно сказать, приживутся ли они на нашем рынке, но за неимением заднеприводной доступной по цене модели (250 долларов) они вполне достойны занять эту нишу.

В идеале инвалиду, ведущему активную жизнь, то есть работающему вне дома, занимающемуся спортом и имеющему машину, желательно иметь несколько колясок. У меня, например, есть двадцатилетняя майровская рычажка, постоянно хранящаяся у друзей в Симферополе, на которой я во время ежегодных поездок в Крым мотаюсь по Сакам. В Крым приходится везти комнатную коляску с рукоятками на спинке для подъема по лестнице на второй этаж, где живут друзья, у которых я останавливаюсь. Дома в Москве вот уже 10 лет я сижу на той самой американской активной коляске, на ней же выбираюсь на рынок, в магазин и в гараж. Есть еще одна запасная комнатная коляска, которая находится в багажнике машины на случай, если надо заменить колесо или залезть под капот. Когда поездка не предполагает высадку, допустим, надо кого-то отвезти или съездить с женой за покупками, активная коляска остается в гараже. Может быть, этим богатством я вызову раздражение тех, для кого достать любую единственную коляску и то целое дело, но ведь у инвалидов с таким стажем, как у меня, обычно накапливаются развалюхи, из которых можно укомплектовать пару вполне сносных колясок.

Несколько маленьких хитростей, которые помогут продлить срок жизни старых колясок. Не выкидывайте старые покрышки, если у них порвался проволочный обод. Их можно использовать в качестве "галош", натянутых на новую резину, которую поначалу жалко трепать по плохим дорогам, или, наоборот, на покрышки, дышащие на ладан. Двойная резина подстрахует от проколов, хотя обутая таким образом коляска станет чуть тяжелее на ходу. В дождливые сезоны хоть раз в месяц выпускайте из шин воздух и проветривайте внутренние покрышки.

Если проволочный корд отслоился от покрышки, его можно пришить через край грубой шелковой ниткой или просмоленной сапожной дратвой – покрышка проходит еще месяц-другой.

Если покрышка начинает "жевать" камеру, под нее надо положить прокладку, вырезанную из старой камеры.

Изношенное сидение складных колясок можно поменять местами со спинкой, а разболтанные и не держащие саморезы советую заменить болтами с гайками, для чего придется просверлить в раме сквозные отверстия.

Чтобы сидение и спинка прослужили дольше, особенно у грузного хозяина, под них рекомендую натянуть отрезки солдатских ремней: под сидение крест накрест, а под спинку поперек.

Что делать зимой, если машины нет или занесло гараж, а хочется попасть в гости неподалеку или в кино. Заведите пару коротких детских лыж и укрепите на каждой лыжине по паре отрезков алюминиевых профилей-швеллеров, спереди разрезав и загнув их кверху. Сделайте в боках швеллеров прорези для ремешков с пряжками или для липучек. В них зафиксируются прочно все колеса коляски, и отталкиваясь лыжными палками, вы сможете добраться куда угодно. По плотному утрамбованному снегу можно с помощью палок катиться и без лыж – руки не замерзнут и не промокнут. Петр Симоненко, пока жил в Пущино и работал за пару километров от дома в Институте Белка, ежедневно ездил туда и обратно на активной коляске с лыжными палками. Такой способ передвижения предпочитают норвежские спинальники-спортсмены, у которых этот опыт переняли русские жители эстонского города Нарва из клуба "Ордо". Они проходили полумарафонскую дистанцию на фестивале "Воробьевы Горы" в Москве, соревнуясь на равных со спортсменами на гоночных колясках. В Норвегии на активных колясках с палками ежегодно проходит пробег длиной 500 км из Осло в Тронхейм. Один из его участников говорил мне, что при езде на палках работают "правильные" группы мышц и не так страдают кисти рук, как при вращении обручей.

Человеку со слабыми руками пускаться в дальние прогулки тяжело

Человеку со слабыми руками пускаться в дальние прогулки тяжело. Отец и сын Ухановы, Дмитрий и Игорь Михайлович из пос. Балобаново Калужской области изобрели вело-колясочный тандем еще раньше, чем до этой идеи дошли на Пензенском велозаводе. Дмитрий – шейник, он управляет рулями отключенных рычагов ставровской рычажки 407, а отец на жесткой шарнирной сцепке едет сзади на велосипеде. Семикилометровый путь от сакского санатория по дамбе через озеро до ближайшего морского пляжа занимает у них меньше получаса. Сцепка-буксир сделана из полой штанги, изогнутой по профилю велосипедного колеса. С обоих концов в трубку завальцованы или заварены наконечники рулевых тяг от автомобиля ГАЗ-69 или 469 (они дешевле жигулевских). Эти шарниры позволяют сцепке свободно двигаться во всех плоскостях. Палец шарнира вставляется в рамку-кронштейн на вертикальной стойке руля велосипеда и фиксируется барашком. Второй шарнир крепится на горизонтальной распорке рамы коляски и тоже зажимается барашком снизу.

Чаще, однако, приходится ездить парами не отец – сын, а жена – муж, причем когда оба инвалиды. Семейный тандем изобрел спинальник Игорь Панасюга из Ростова для себя и своей жены шейницы Наташи Недашковской (см. фото).

Семейный международный тандем

На фото: Семейный международный тандем. Игорь Панасюга (Россия) и Наташа Недашковская (Украина). Крым, г. Саки. 1997 г.

Позволю себе дать новичкам два совета: если вы собираетесь на курорт, не торопитесь покупать дорогую коляску в своем городе. Во-первых, не имея опыта, вы рискуете приобрести не то, а во-вторых, в спинальных санаториях или около них существуют своего рода биржи разнообразных колясок, которые свозятся ветеранами. Здесь же на рынке можно купить дефицитную резину и запчасти.

Неплохо бы создать в вашем городском обществе инвалидов пункт проката, ремонта и обмена колясок с банком данных о наличии и нуждаемости. Прогулочные коляски надо иметь в прокате в парках и на крупных выставках, причем позаботиться об этом должны мы сами. У Московского общества инвалидов руки до этого не дошли, и за дело взялись более предприимчивые люди. В пункте проката по тел.: (495) 212-57-17 за 15 долларов в месяц или за 1 доллар в день вам выдадут компактную коляску 401 или продадут ее насовсем.

В заключение хочу проинформировать пользователей Интернета, что в 2001 г. по заказу ЦП ВОИ нами был выпущен методический видеофильм "Инвалидные коляски и как ими пользоваться" продолжительностью 1 час. В первой части дается обзор колясок разного назначения и конструкции. Во второй части группа инвалидов демонстрирует приемы езды на колясках, пересаживания в автомашину и преодоления разнообразных препятствий от подъема на бордюры до спуска и подъема на лестницы с помощником и самостоятельно. Кассета выпущена двумя тиражами 300 и 500 экземпляров. ЦП ВОИ разослало по несколько штук в каждое региональное правление своей организации. Так что будьте настойчивы и просите или требуйте для просмотра этот фильм в своих областных или республиканских центрах.

Иными словами, хочешь жить – умей не только вертеть колеса, но и вертеться, (см. эпиграф к главе).

Назад Оглавление Далее