aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Глава 6 Лечебно - реабилитационный процесс

Общие рекомендации

1. С первого дня интенсивной реабилитации всем детям назначают элеутерококк в возрастных дозах 1 раз утром до 8 часов утра.
2. Сок алоэ в возрастных дозах три раза в день.
Примечание: Лучше одну неделю давать сок алоэ, затем настойку элеутерококка в течение недели. Чередуя, указанные препараты давать в течение месяца.
3. Витамин С в двойных возрастных дозах, так как потребление его в растущем организме резко возрастает.
4. Поливитамины и микроэлементы. Препараты Витрум и т.д.
5. Кальцинова или другие аналогичные препараты, улучшающие фосфорно-кальциевый обмен.
6. Обильное питье. Интенсивно растущий детский организм требует большого количества жидкости. Так как наш организм на 70-80% состоит из воды, то ребенку необходимо давать большое количество соков, минеральной и простой воды.
7. Диета. Ребенку с начала интенсивной реабилитации необходимо давать большое количество мяса, рыбы, молока, фруктов, овощей. Животные жиры (сало, масло) должны быть обязательно включены в рацион ребенка, так как жиры являются основным компонентом миелиновых оболочек нервов.
8. Режим дня должен соответствовать режиму здоровых детей аналогичного возраста.
9. Продолжительные прогулки. Занятия в бассейне. Закаливающие процедуры.
10. Обязательно организовать общение больного ребенка со здоровыми детьми разных возрастов.
11. Постепенное наращивание интеллектуальных нагрузок. Обучение по размытой программе.

Примечание:

1. Подробнее разъяснения пунктов 1-7 смотрите в книге автора Основы интенсивной реабилитации 1999г в главе 7.
2. Подробнее пункты 8-11 смотрите в приложении № 1 к этой книге Советы практикующим врачам.

Технология реабилитации детей с ДЦП и другими видами параличей (по В.А. Качесову)

Аналогия в родах.

Учитывая, что основная причина ДЦП связана с нарушением механизма родов, была разработана технология, которая позволяет устранить или нивелировать дефекты у ребенка, возникшие в родах. Технология основана на моделировании давлений (компрессий и декомпрессий), тракций, ротаций и манипуляций, которые испытывает ребенок во время нормальных родов (фото 10-26).
Цель применения указанной технологии не восстановление структуры головного мозга, о чем уже было сказано ранее, а устранение сопутствующих физических дефектов, утяжеляющих клинику ДЦП.
Применение указанной технологии приводит к максимально возможной декомпрессии корешков и нервов, улучшению циркуляции спинномозговой жидкости, снижению внутричерепного давления, улучшению кровообращения в парализованных конечностях, улучшению функции внешнего дыхания. В течение 1-3-х недель ликвидируются спастические проявления, какими бы тяжелыми и длительными они не были. Указанная технология приводит к улучшению трофики тканей, в связи с чем, ускоряется рост и развитие больного ребенка. Описание тракционной ротационной манипуляционной технологии.
Всем детям с ДЦП, поступающим к нам на лечение, проводится тракционная ротационная манипуляционная технология реабилитации - “генерализованная разблокировка” позвоночного столба (патент № 2086225 от 10.08.97 г.).
Внимание! Основным отличительным признаком разработанной технологии от классических приемов мануальной терапии является плавное выполнение процедур без резких усилий. Тракции, ротации и манипуляции выполняются одним плавным беспрерывным движением. Толчки и удары категорически запрещены! В отличие от классической мануальной терапии, запрещено работать на отдельных сегментах позвоночного столба.

1. И.П. Ребенок лежит на спине на кушетке. Врач кистями одноименных рук охватывает подколенные ямки ребенка и плавно начинает приближать колени ребенка вначале к животу, затем, после возврата в исходное положение, к надплечьям ребенка, а затем пытается коленями достать одноименных ушей ребенка и далее - поверхности кушетки. Врач таким образом осуществляет плавную посегментарную ротацию в поясничном, грудном и шейных отделах позвоночного столба ребенка вокруг поперечной оси. При этом происходит частичная компрессия тел позвонков и максимальное растяжение межостистых связок и мышц спины. (см. фото 10,14)
Аналогия в родах. Соответствует первому периоду родов. Начало вставления головки в малый таз (см. рис.3).
2. И.П. Ребенок лежит на животе. Ножки прямые, ручки вытянуты вдоль тела. (Если ножки и ручки невозможно вытянуть из-за контрактур или спастических проявлений, то они просто выводятся из-под тела и располагаются в положении, не мешающем укладке на живот). Врач основными фалангами 4-5 пальцев обеих кистей, сжатыми в кулаки, надавливает на вертеброкостальные сочленения грудной клетки ребенка, синхронизируя давление с выдохом ребенка.
А) Направление давления при этом не перпендикулярно, а под углом 45° в краниальном направлении.
Б) Начинать давление нужно от первого грудного позвоночного сегмента. При этом у детей раннего возраста под кулаками врача в верхнегрудном отделе могут располагаться и лопатки ребенка. В этом случае давление осуществляется через лопатки.
Постепенно, переставляя кулаки на один сегмент ниже, врач осуществляет давление на вертеброкостальные сочленения по всему грудному отделу позвоночника, вплоть до поясничного отдела. Сила давления (тракция) и продолжительность его обязательно осуществляется до возникновения “акустического феномена” - щелчков в вертеброкостальных сочленениях ребенка (манипуляция), которые при достаточном опыте врач может определить пальцами (см. фото 11, 15).
Аналогия в родах. Это упражнение соответствует тем тракционным и манипуляционным процессам, которые наблюдаются во 2-4 моментах механизма родов. Манипуляционных щелчков (“акустических феноменов”) в родах не слышно из-за толщи окружающих мягких тканей матери и эластичности связок плода, отличающихся повышенной гидрофильностью (см. рис.4).
3. И.П. Ребенок лежит на животе. Врач стоит слева от ребенка и правой рукой берет ребенка за голени. Ладонная поверхность при этом располагается с передней стороны голеней. Левую ладонь врач кладет на поясничный отдел позвоночника, располагая ее перпендикулярно позвоночнику ребенка. Средняя фаланга большого пальца левой кисти врача фиксирует вначале V поясничный позвонок. Правой кистью, осуществляя тракцию ножек ребенка по продольной оси, одновременно ротируют его ножки с тазом вокруг поперечной оси, проходящей через среднюю фалангу I пальца левой кисти, достигая при этом угла поворота ножек и таза на 45° по отношению к плоскости кушетки. Затем ножки ребенка опускаются на кушетку. Упражнение выполняется один раз на каждом позвоночном сегменте, фиксацию которого осуществляет средняя фаланга I пальца левой кисти врача. После каждой тракции с одновременной ротацией пояса нижних конечностей, врач осуществляет передвижение фаланги первого пальца левой кисти вдоль позвоночного столба в краниальном направлении ребенка до 8-го грудного позвонка. Начиная с 3-4 поясничных сегментов, угол ротации постепенно начинает достигать 90° по отношению к кушетке. Тракция во время подъема и ротации ножек не ослабевает, т.е. вся ротируемая часть тела ниже места фиксации все время находится в натянутом положении. Ослабление тракции возможно только в момент опускания ножек на кушетку и одновременного передвижения фаланги I пальца левой кисти врача вдоль оси тела в краниальном направлении. При осуществлении тракции и ротации иногда слышен “акустический феномен” (фото 17).
4. И.П. то же. Врач осуществляет ту же процедуру, но в момент ротации вокруг поперечной оси одновременно изменяет направление тракции за голени влево и вправо от продольной оси позвоночника ребенка, достигая при этом угла отклонения ножек ребенка вместе с тазом от продольной оси тела до 45°. Эта процедура также осуществляется от 5 поясничного позвонка с постепенным передвижением средней фаланги I пальца левой кисти врача вдоль оси позвоночника ребенка в краниальном направлении до 8-го грудного позвоночника (Фото 13,18,19).
Аналогия в родах. 3 и 4 упражнения соответствуют третьему моменту механизма родов, так как начало разгибания головки (врезывание) сопровождается одновременно разгибанием всего позвоночного столба в родовых путях и его тракцией (рис 5).
5. И.П. Ребенок укладывается на правый бок лицом к врачу. Правая ручка высвобождена из-под тела ребенка и выведена вперед. Врач левой ладонью фиксирует левый плечевой сустав. Правой ладонью фиксирует левую ягодицу ребенка. В момент выдоха ребенка начинает одновременную тракцию позвоночника ребенка и его ротацию своими руками. Причем, левая кисть врача осуществляет движение от врача под углом 45° к продольной оси тела ребенка. Правая кисть врача движется по направлению к врачу и одновременно осуществляет тракцию за область левой ягодицы под углом 45° к вертикальной оси тела ребенка.
В момент тракции и ротации слышны многочисленные “акустические феномены”. Движение осуществляется до ротации плеча на угол 90° по отношению к исходному положению. Соответственно, таз ротируется также на 90° по отношению к исходному положению. Ротация должна осуществляться только с одновременной тракцией (фото 20).
6. И.П. то же, что и в п. 5, только ребенок лежит на левом боку. Соответственно меняется положение рук врача (зеркальное отображение фото 21).
Аналогия в родах. 5 и 6 упражнения аналогичны второму моменту механизма родов. При внутреннем повороте головки плода, его тело еще не развернуто внутри матки. Окончание 5 и 6 упражнения соответствуют началу 3-его момента механизма родов (рис. 2,5).
7. И.П. Ребенок лежит на животе, ручки вытянуты над головой вдоль оси тела. Врач подкладывает среднюю часть своего левого предплечья под лоб ребенка. Левой кистью при этом врач фиксирует правое плечо ребенка. Средней фалангой указательного пальца правой кисти врач фиксирует 2 грудной позвонок ребенка. Поднимая свое предплечье, врач одновременно осуществляет тракцию вдоль оси тела и ротацию позвоночника вокруг указательного пальца правой кисти, т.е. вокруг поперечной оси ребенка, достигая при этом угла 30° по отношению к плоскости кушетки, поднимаемой части тела ребенка.
Затем осуществляется возврат в исходное положение. Средняя фаланга указательного пальца правой кисти врача перемещается на один позвонок ниже в каудальном направлении. Вновь повторяется тракция с ротацией. Передвижение пальца врача и тракции с ротациями осуществляются до 12 грудного позвонка. Одновременно увеличивается угол ротации головного конца до 90°. Часто при этом слышен “акустический феномен” (фото 22).
Аналогия в родах. Это упражнение соответствует третьему моменту механизма родов. Продвижение головки по родовым путям сопровождается одновременной тракцией позвоночника в шейном и грудном отделах. Периодическое давление симфиза и копчика матери на сегменты позвоночного столба ребенка заменяет палец врача (рис. 4).
8. И.П. Ребенок лежит на животе. Врач накладывает свои ладони на ягодицы ребенка, при этом большие пальцы располагаются вдоль илеосакральных сочленений, не перекрывая их. Врач ладонями осуществляет давление на ягодицы перпендикулярно плоскости кушетки.
Как только давление рук врача и сопротивление мягких тканей ребенка уравновесятся, врач плавным давлением осуществляет манипуляцию. Иногда слышен “акустический феномен” в области илиосакральных сочленений. Воздействие выполняется 1 раз (фото 24).
9. И.П. Ребенок лежит на спине. Врач своими ладонями фиксирует верхние передние ости тазовых костей. Осуществляет давление. Когда сопротивление мягких тканей ребенка и давление кистей врача уравняются, врач плавным давлением осуществляет манипуляцию (фото 23).
Аналогия в родах. При выполнении упражнений 8-9 врач моделирует ту упругую деформацию, которую испытывает таз ребенка при прохождении через родовые пути и в процессе нормального развития, когда ребенок начинает становиться на ноги.
Примечание. После 7 дней (14 процедур) и выполнения комплекса воздействий 1-8 у ребенка должны быть ликвидированы все спастические проявления в крупных мышечных группах. Некоторые спастические проявления в области кистей и стоп еще неделю могут сохраняться.
На фоне ликвидации спастических проявлений к комплексу упражнений 1- 8 добавляется 9 и 10упражнение
10. И.П. Ребенок лежит на спине. Помощник врача фиксирует своими ладонями плечики или надплечья ребенка. Врач правую ладонь подкладывает под затылок ребенка таким образом, чтобы безымянный палец касался левого уха ребенка на уровне середины ушной раковины. Пальцами левой ладони врач фиксирует край нижней челюсти ребенка справа. Обеими руками врач начинает тракцию головки ребенка, одновременно поднимая ее под углом 45° к плоскости кушетки. Врач одновременно осуществляет ротацию головки ребенка за нижнюю челюсть в левую сторону вокруг продольной оси. В конце тракции ротация головки достигает предела, то есть 90° от исходного положения. При этом правое ухо ребенка совпадает с линией, проведенной параллельно оси позвоночника через грудину (фото25).
11. И.П. Упражнение тоже, что в П. 10, только ротация головки осуществляется в правую сторону. При этом соответственно меняется положение рук врача (зеркальное отображение. фото 26).
Аналогия в родах. Упражнение 9 и 10 полностью моделирует процессы ротации головки плода, и следующие за ними ротации шейного и верхнегрудного отдела при 1-4 моментах механизма родов (рис. 2-5).
Примечание: 9-10 упражнение осуществляет только врач, имеющий достаточный опыт и прошедший обучение по применению данной технологии.
Количество упражнений.Упражнения № 1-11 детям до 6 месяцев проводятся в течение 2-х недель 10 процедур. Детям от 6 месяцев до 1 года — в течение 3-х недель 15 процедур. Детям 1 года до 3-х лет — 4 недели 20 процедур.
Диспансеризация детей, прошедших курс интенсивной реабилитации должна осуществляться с обязательным контролем не только за развитием двигательных навыков, но и за их социальной адаптацией. Явки на диспансеризацию: 1-ая - через 2 недели, 2-ая - через месяц, 3-ья - через 3 месяца, 4-ая - через 6 месяцев. Дальнейший контроль осуществляется через 6 месяцев или год до возможной полной реабилитации.

Механизм родов и тракционная манипуляционная технология

Тракционная ротационная манипуляционная технология

Тракционная ротационная манипуляционная технология

Назад Оглавление Далее