Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.
 
 
 
Меню   Раздел Библиотека   Реклама
         
 
Поиск
 

Мой баннер
 
Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
 
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
 

5. Улица и общественный транспорт

Инфраструктура наших городов, а тем более посёлков или деревень, не приспособлена для людей с физическими ограничениями. Приспосабливаться приходится самим. Начав освоение улиц, будьте готовы к предстоящим трудностям. Прежде всего это бордюры. Если, будучи здоровым вы не обращали на них никакого внимания, то теперь, когда вы передвигаетесь на инвалидной коляске, они станут для вас нескончаемой головной болью. К несчастью, состояние наших улиц оставляет желать лучшего, поэтому необходимо учиться преодолевать всевозможные препятствия.

Техника этого процесса такова: чтобы спуститься, нужно на балансе подъехать к краю бордюра, отвести руки по обручам коляски назад и, повернув их спрыгнуть с бордюра. Если бордюр высокий, то спрыгивать лучше на четыре колеса, если же бордюр не высокий, то спрыгнуть можно только на задние колёса, то есть остаться на балансе, тем более что это будет тренировкой для спуска на балансе по лестнице. А вот подниматься на бордюр можно только с разгона. То есть вы разгоняете коляску и, приблизившись к бордюру, на ходу ставите коляску на баланс, а затем заносите передние маленькие колёса на бордюр. Далее вы переносите вес тела на передние колёса и резким движением рук на обручах коляски заезжаете на бордюр. Начинать тренироваться лучше на ступеньках и под присмотром страхующего. Несмотря на сложность, научиться этому может и человек с травмой шейных позвонков. Сила здесь не главное, основное – техника и тренинг. После освоения бордюров можно переходить к лестницам. Прежде всего нужно научиться спускаться по лестнице на двух колёсах, на балансе (перила есть не на всех лестницах). Начинать тренироваться лучше всего на спуске с бордюра. Он будет имитировать одну ступеньку. Нужно научиться съезжать, не теряя равновесия и не отъезжая от бордюра. Я бы порекомендовал при спуске отводить руки по обручам колёс чуть-чуть за спину и при касании земли делать руками на обручах движение назад. Вы упрётесь колёсами в бордюр, при этом меняйте угол наклона коляски, входя в так называемый «глубокий баланс». Когда вы освоите в совершенстве такой спуск с бордюра, найдите пролёт из двух-трёх невысоких ступенек и со страховкой тренируйте спуск. Потом можно переходить на более длинные и крутые пролёты лестниц. Подъём по лестнице требует определенной физической формы. Подняться можно только за счет силы рук и корпуса и лишь при наличии удобных перил. Техника такова: вы подъезжаете к лестнице спиной, ближе к перилам. Самое удобное, чтобы между ближайшим колесом и перилами было расстояние в 8 – 10 сантиметров. Подъезжайте и как можно сильнее поворачивайте корпус в сторону перил, при этом ближняя рука кладется на перила, а дальня от перил – на обруч ближнего к перилам колеса. Вы ставите коляску на баланс и одновременным усилием руки на перилах, мышц спины и поворачиванием колеса рукой на обруче, поднимаете на вышестоящую ступеньку ближнее к перилам колесо коляски. За ближним колесом на край ступеньки подтягивается другое заднее колесо, и в этот момент вы частично распрямляете спину, как бы доворачивая дальнюю от перил сторону коляски – и упираетесь обоими задними колёсами в следующую ступеньку. Все эти действия выполняются на балансе. Перехватываясь, не отпускайте обе руки. Перехватывая руку на перилах, держите коляску другой рукой, и наоборот, иначе коляска из-под вас может выскользнуть. Я не уточнил с какой стороны перил лучше подниматься. Это каждый подбирает для себя индивидуально, но самое оптимальное – научиться подниматься и под левую и под правую руку. Трудно преодолевать последнюю ступеньку: упереться колёсами уже не во что, да и перила часто заканчиваются. Тут уж приходится потрудиться. Чаще всего в таких случаях заворачивают руку вокруг перил до самого локтя и включают в работу мышцы спины. Это кажется сложным, но я знаю хрупких девушек, которые научились подниматься по лестнице таким способом. Если физические возможности не позволяют подниматься по лестнице, пусть вам немного помогут. Ваш помощник будет за обруч колеса доворачивать дальнюю от перил сторону коляски. Вам будет в несколько раз проще подниматься, да и вашему помощнику будет не тяжело. В этом случае им может быть и девушка и пожилой человек.

Можно научиться подниматься по лестнице и без перил, но это уже «высший пилотаж». Вам придётся затаскивать себя на ступеньки за колёса коляски, не теряя при этом баланса. Можно использовать метод «раскачки»: подъезжаете спиной к лестнице, на балансе раскачиваете коляску руками на обручах, но лишь на третий-четвёртый толчок делаете полное движение и затаскиваете коляску на ступеньку. Однако, при этом можно легко потерять баланс и упасть на спину. Заезжать самому на лестницу без перил лучше, если только ступеньки не высокие. Если вы спускаясь или поднимаясь на балансе упали на спину, не бойтесь и не паникуйте. Опасно упасть лишь вперед, падение на спину не травматично. Сгруппируйтесь, схватитесь руками подальше за обручи колес и, уперевшись колёсами в ступеньку, постарайтесь вернуться в исходное положение.

Если бы везде были удобные пандусы, то возможно всему этому обучаться бы и не пришлось, но пока дело обстоит совсем не так. Хотя даже в благополучной в этом плане Швеции на реабилитационных семинарах учат в совершенстве владеть инвалидной коляской. Ведь потеряв ноги, нужно по возможности максимально, их заменить. В психологическом плане это очень важно, также это придаёт вам уверенности в себе. Хорошо если у вас есть машина или вы имеете возможность её приобрести. Это снимает большую часть проблем по передвижению на дальние расстояния. Главное – научиться самому складывать коляску в машину и раскладывать её. Это совсем не трудно, особенно если пользуешься коляской активного типа. Самая тяжелая часть коляски – рама – весит шесть-семь килограммов, колёса на быстросъёмных осях снимаются лёгким движением руки. В машине сложенная коляска занимает одно посадочное место.

Ну а если машины нет, тогда остаётся только общественный транспорт и, в первую очередь, метро. Я несколько лет пользуюсь метрополитеном и скажу вам, что пользоваться им, при определенных навыках, не так уж и сложно, хотя удобных пандусов практически ни на одной станции я не встречал. Как спуститься и подняться по лестнице, я объяснял выше. Езда же по эскалатору особых проблем обычно не вызывает. Принцип таков: передние маленькие колёса коляски ставятся на вышестоящую ступеньку, а задние большие – на другую. Руками при этом держитесь за перила с одной стороны или одной рукой за перила, а другой – за обруч коляски, как кому удобно. Заезжать на эскалатор вверх нужно передом, а на эскалатор вниз – спиной. И, конечно, становиться следует ближе к перилам, чтобы не мешать проходящим. На некоторых станциях съезды с эскалаторов достаточно крутые. Передом преодолеть их несложно, но вот спиной, спускаясь вниз, гораздо труднее. Здесь нужно, когда эскалатор переходит в горизонтальное состояние, начинать разгоняться, чтобы преодолеть подъём с ходу. Можно также попросить, чтобы вам помогли. Заезжать в вагон, так же как и в ситуации с бордюром, надо с небольшим разгоном. В центре Москвы много старых станций метро, переходы на которых человеку на коляске преодолеть самостоятельно просто невозможно. Лестницы там крутые и длинные, перила начинаются лишь через несколько ступенек и могут прерваться колоннадой. За годы поездок в метро я хорошо изучил все станции. Выезжая из дома, я всегда заранее намечаю удобный, пусть и более длинный маршрут. Иногда, я делаю переход со станции на станцию по улице, если в метрополитене он не удобный.

Нельзя не коснуться взаимоотношений в общественном транспорте с физически здоровыми людьми. Из-за вышеперечисленных причин, немногие инвалиды-колясочники пользуются метрополитеном, поэтому будьте готовы оказаться в центре внимания. Начинается оно уже у входа, причем не самое благожелательное: некоторые контролёры пытаются не пускать в метро инвалидов, утверждая что вам ездить в метро без сопровождающих нельзя. Это не правильно. Вас обязаны пустить в метро. Если ваша коляска не проходит в турникет, пусть вам откроют одно из ограждений. Очень многие сердобольные пассажиры пытаются дать милостыню, другие дают религиозную литературу, третьи пристают с душещипательными разговорами. Вежливо, но настойчиво отказывайте им. У вас свои дела, своя цель, поэтому не обращайте ни на кого внимание. Следует однако опасаться пьяных. Спускаясь, либо поднимаясь по лестнице или эскалатору следите, чтобы кто-нибудь случайно вас не столкнул. Иногда стоит пустить в ход громкий окрик.

Если в метрополитене или на улице вам нужна помощь, не стесняйтесь, обратитесь к прохожим. За все мои поездки практически никто мне не отказывал. Главное – объясните чем и как они могут помочь. В основном, помощь потребуется для подъема по лестнице. Если вам помогает один человек, то вам придётся приложить немало своих усилий. Помощнику следует за ручки спинки коляски поддерживать вас на балансе. Двое помощников смогут вас поднять. Один человек возьмёт коляску за подножки, другой за ручки спинки – так они смогут пронести вас боком весь пролёт. Если помощников трое, то двум стоит поднять коляску за раму с боков, а третьему сзади. Коляску в таком случае удобнее нести передом. Не бойтесь, люди у нас крепкие и доброжелательные.

Некоторые мои знакомые инвалиды-колясочники ездят и в автобусе, но здесь заезжать и выезжать придётся с помощниками. Можно одному ездить в дальних поездах, летать в самолётах. Помните, для вас практически ничего невозможного нет.

 

 

Популярные материалы Популярные материалы

 
 
Присоединиться
 
В Контакте Одноклассники Мой Мир Facebook Google+ YouTube
 
 
 
 
Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.